Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Эквивалентами для них были
бы слова «пестование», «забота о чем-то», «стремление к чему-то», «поощрение
», «возвеличение чего-то», «верность или преданность чему-то», «привязанность
к чему-то» при условии, что эти слова употребляются в активном
поведенческом значении. Если именно таково значение слова «почитание
», то наш первый вопрос касается связи (или отсутствия связи), которая
действует между соответствующим образом поведения и такими состояниями,
актами или процессами, как «желание», «симпатия», «интерес», «удовольствие
», как бы мы их ни определяли.
Иными словами, если этим последним словам дается поведенческая дефиниция,
то проблема заключается в связях, которыми подкрепляют друг
1Словосочетание «в широком смысле слова» я ввел для того, чтобы ясно пока
зать, что понятие «научный» не предполагает, будто мы заранее должны свести все
его значение к физическим или биологическим категориям, а означает, что, как в
случае с научными исследованиями вообще всяких конкретных вопросов, оно оставляет
возможность для определения границ предметной области в ходе исследования.
338
друга разнообразные склонности и отношения, однородные по интенсивности,
поскольку все они поведенческие. Можно, например, быть уверенным
в том, что, поскольку все подразумеваемое нами под почитанием, трепетным
отношением, есть способ поведения, направленный на поддержание чеголибо
в реальном (пространственно-временном) бытии, то наш интерес состоит
в выживании, или долговременном существовании склонности данного рода—
той,чтопридаетсистемныйхарактервсемумногообразиюдействий, которыев
противном случае оставались бы разнонаправленными. Желание в свою
очередь может выступать как поведенческая склонность, возникающая в тот
момент, когда почитание временно заблокировано или неактуально, в то время
как наслаждением будет именоваться потребительский аспект почитания1.
Если, однако, интересу, желанию и прочему придается не поведенческий
смысл, то они, вероятно, должны обозначать нечто «внутреннее»,
«умонастроенческое» и так далее. В этом случае на кону окажется вопрос о
выборе одной из двух точек зрения: либо считать, что оценивание по
преимуществу является способом поведения, которое помогает продлить бытие
той вещи, которая существует и независимо от того, оценивают ее или нет,
либо полагать, что для порождения ценности как уникального и полноценного
продукта достаточен некий тип психологического настроя или процесса.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.