Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Поскольку пристрастия и антипатии лежат в какой-то очень
закрытой личной сфере, к влиянию знания они безразличны. Разумному
анализу можно подвергнуть «внешние» или «инструментальные» ценности.
Ведь они лишь средства, но не цели в сколько-нибудь истинном смысле.
Их эффективность как средств можно определять с помощью методов, способных
выдержать научную проверку. Но «цели», которым они служат (на
сей раз действительно цели), представляют собой лишь предмет случайной
и бессознательной любви либо ненависти разных групп, классов, сект, рас
или кого угодно еще.
Реальное, или конкретное, положение людей в любой точке мира, то
есть отпущенные им возможности и ущербность в чем-то их статуса, их
счастье и страдания, способ и степень их причастности «к бесчисленным
проявлениям добра и зла», отныне зависит от вещей, являющихся, согласно
данной точке зрения, простыми средствами. Вдобавок ко всему нам
говорят, что они совершенно произвольны и безответственны по отношению
к целям, которым в конечном итоге служат, хотя именно эти цели и
представляют собой все, что превозносит человечество! Какая же судьба
ждет человека в будущем, если условия его жизни будут совершенствоваться
такими же темпами, как сейчас, а все их последствия будут неизбежно
зависеть от склонностей и антипатий, связанных в свою очередь с бессознательными
привычками и правилами, с классовым и сектантским способом
деления власти между сильным и слабым? Сколь бы ни был узкоспециален
«теоретический» взгляд этой философской школы на абсолютную реальность,
вопрос об истинности или ложности данной части доктрины, несомненно,
имеет всеобщее значение.
Если бы подобная философия имела широкое признание, то она послужила
бы мощным импульсом движения за «мораторий на науку». Ведь согласно
философии такого типа те ценности, которые стали «средствами» и
только средствами, вышли именно из науки. По ее мнению, между использованием
энергии расщепленного атома для уничтожения человечества и ее
применением в мирном производстве с тем, чтобы жизнь стала богаче и безопасней,
не существует никакой разницы, достойной интеллектуального
анализа и приложения. Данный факт еще не говорит о ложности доктрины.
Но он, безусловно, дает повод к серьезному рассмотрению тех оснований,
на которых она строится. Так или иначе, проблема оценок и ценностей в
последнее время все больше выдвигается на первый план. Произведенный
ею резонанс наверняка будет способствовать тому, что на какой-то период
она станет центральной проблемой.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.