Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Больше не являясь рабыней метафизических
и теологических целей, природа подчиняется человеческим целям.
Бергсон обратил наше внимание на то, что человек вполне достоин называтьсяHomeFaber1.
Он отличается от других животных тем, что создает
орудия. Это -положительное достижение, поскольку оно делает человека
человеком. До тех пор, пока природа не стала истолковываться в терминах
механики, конструирование орудий, необходимых для вторжения в природу
и преобразования ее, было спорадическим и случайным. Если бы оно таким
и осталось, то даже Бергсону не пришло бы в голову считать способность
человека к созданию инструментов настолько важной и фундаментальной,
что ее можно использовать для определения человеческой сущности. Именно
те самые вещи, из-за которых природа в истолковании специалиста по механической
физике становится эстетически малоценной и скучной, есть вещи,
благодаря которым природа подчиняется человеческому контролю. Когда качества
начали выражаться количественными и математическими отношениями,
цвет, музыка и форма, как таковые, исчезли из сферы научного исследования.
Но зато оставшиеся свойства -вес, протяжение, исчислимая скорость
движения и прочее -были такими свойствами, благодаря которым
одна вещь могла сменяться другой, одна форма энергии превращаться в
другую, то есть могли происходить различные трансформации. Как только
стало возможным использовать химические удобрения вместо отходов жизнедеятельности
животных, целенаправленно получать улучшенные зерно и
скот из растений и животных низшего качества, преобразовывать механи
58
1человек-созидатель (лат.).
59
ческую энергию в тепло и электричество, а затем вновь в механическую
энергию, человек обрел власть, которая позволила ему манипулировать природой.
Прежде всего эта власть дана ему для того, чтобы разрабатывать
новые планы и цели и добиваться их реализации в границах упорядоченной
системы. Только бесконечная заменяемость и превращаемость всех качеств
делает природу управляемой. Механизация природы -необходимое условие
осуществления практического и прогрессивного идеализма.
Таким образом, получается, что эти старые-престарые боязнь и неприятие
материи, которая противоположна сознанию и угрожает ему, материи,
которую необходимо удерживать в узких границах признания ее бытия; а
также как можно решительнее отвергать, чтобы она, не дай бог, не посягнула
на идеальные цели и не вытеснила их в конце концов из реального мира,
-столь же абсурдны практически, как беспомощны интеллектуально.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.