Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Обязаны ли мы счи
тать один метод подходящим к естествознанию, а другой, радикально от
личный, к вопросам этическим? Научный метод сейчас пробивает себе до
рогу в область психологии; по крайней мере в антропологических иссле
дованиях он уже вполне на своем месте. Если результаты, полученные в
этих исследованиях, найдут в свою очередь путь к всеобщему признанию,
то будет ли на место старого конфликта науки с тем, что входило в понятие
религии, становиться конфликт между наукой и моральными убеждениями?
Данный вопрос тем более кстати, что религия в прежнем значении также
была плоть от плоти донаучной ступени культуры.
Когда данный вопрос встает перед нами в образовательной сфере, то он
ярким и впечатляющим образом водворяет на место и проблему надлежащего
философии направления. Я вовсе не имею в виду, что направление
философии столь же важно, как ориентиры, которые мы выбираем в практических
сферах—образовании, производстве, политике. Но они тесно связаны.
Старые метафизические и теологические философии отражали те социальные
обстоятельства, в которых они возникли. Изложение этих условий в
понятиях рационального способствовало их упрочению. Традиционные
философии задавали нужные ориентиры социальным движениям. Они и
сегодня стремятся исполнять подобные функции. Но преуспели они на данной
стезе лишь в том смысле, что создали в обществе атмосферу смятения
и конфликта.
Надеюсь, я дал вам понять, что не испытываю симпатии к философии,
лежащей в основе рассмотренных мною воззрений. Но в целом громкий
выход философии на арену сегодняшней жизни следует только приветствовать.
Философию было необходимо вырвать из рук тех, кто отождествлял ее
с бесплодным занятием интеллектуальной гимнастикой и чистым вербальным
анализом. Возможно, что возвращение ее человеку нанесет суровый
удар по современным силам реакции. Как бы то ни было, образовательная
философия, которую мы обсуждаем, поднимает все философские проблемы,
требующие сегодня внимания, если допустить, что философии вообще
есть что сказать в условиях нынешнего кризиса.
Тема «непреложное против изменчивого» предполагает обращение к
вопросу о том, стоит ли использовать метод исследования и проверки, сотворивший
чудеса в одной области, чтобы добиться прироста и скачка наших
знаний в моральной и общественной сфере. Лежит ли между наукой и
нравственностью непреодолимая пропасть? Или принципы и общие истины
этики точно того же рода, что и в науке, то есть они представляют собой
научные гипотезы, в которых, с одной стороны, сконцентрированы результаты
продолжительного первичного опыта и исследования, а с другой сто
роны, они задают направление дальнейшим полезным исследованиям, выводы
из которых в свою очередь испытывают и развивают способность рабочих
принципов, применяемых в них, работать и в будущем? Предположим,
что в каком-то отвлеченном смысле моральные принципы действительно
так неизменны и извечно однородны, как о них говорят.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.