Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Надлунная сфера есть результат
или конечная причина надлежащих перемещений воздуха и огня; земля
-результат движения грубых, тяжелых сущностей; дуб - результат превращений
желудя, а всякая зрелая форма -результат изменения формы зародышевой.
«Действующая причина», которая вызывает и провоцирует движение,
представляет собою лишь некоторое внешнее изменение, поскольку случайно
сообщает своего рода толчок незрелому, несовершенному созданию и
служит началом его движения к усовершенствованной или полноценной
форме. Конечная причина является совершенной формой, на которую ссылаются
как на объяснительный принцип или основание всех предшествующих
изменений. В тех случаях, когда она берется не в отношении к завершенным
и взявшим тайм-аут переменам, а сама по себе, как таковая, она
оказывается «формальной причиной»: внутренней природой, сущностью или
характером, которые «образуют» или конституируют в вещи то, чем она
является в своей истинной ипостаси, точнее говоря, чем она является, когда
52 53
с ней не происходят никакие изменения. Логически и фактически все вышеперечисленные
черты взаимосвязаны. Подвергая сомнению одну из них, вы
подвергаете сомнению все. Если любая из них разрушается, разрушаются
все остальные. Именно по этой причине интеллектуальные преобразования,
имевшие место на протяжении нескольких последних веков, поистине
могут быть названы революцией. Благодаря им создалась концепция мира,
который изменчив в каждой собственной точке. Не столь важно, с какой
точки вы начинаете отслеживать изменение, -все равно вам суждено оказаться
в каждой из них.
Вместо замкнутой вселенной наука отныне дарит нам мир, бесконечный
в пространстве и времени, не имеющий границ -ни ближних, ни дальних,
ни с той, так сказать, стороны и ни с этой и такой же беспредельно
сложный по своей внутренней структуре, как беспредельный в своем протяжении.
Следовательно, это к тому же открытый мир, бесконечно разнородный,
мир, который едва ли можно назвать вселенной в старинном значении
данного слова; мир, столь многообразный и обширный, что его невозможно
объять, охватить какой-то единственной формулой. И теперь уже не неподвижность,
а скорее изменчивость является мерой «действительности» или
энергии бытия; изменчивость повсеместна. Законы, интересующие современного
человека науки, -это законы движения, зарождения и последующего
развития. Он говорит о законе там, где древние говорили о роде и сущности,
поскольку то, что он ищет, -это взаимозависимость изменений, возможность
определять, как одно изменение происходит в связи с другими.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.