Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Уже в
те давние времена он владел итальянским, испанским и немецким языками,
равно как латинским, древнегреческим и ивритом. Он познал их не на практике,
так как никогда не бывал за границей, а возможности для обучения
чему-либо в то время были скудны. Его произведения доказывают, что он не
только знал языки, но и был близко знаком с разнообразной иноязычной
литературой. Возможно, эти детали излишни, но я не преувеличу, если скажу,
что, по-видимому, он был первым американским ученым, глубоко и в
оригинале знакомым с работами Иммануила Канта, включая не только «Критики
» —«чистого» и «практического разума», но и его «Антропологию», и
особенно труды по философским основам естествознания. В этой связи стоитупомянуть,
чтообширнаянаучнаялитература,прочитаннаяМаршем, оказала
влияние на его размышления; наибольшее впечатление наряду с Кантом
на него произвел Эрстед* со своим принципом полярности. На интерпретации
Канта Маршем сказался, разумеется, пиетет последнего перед
Кольриджем, а также чтение работ Фрайса**.
Марш действительно был в огромной степени обязан Кольриджу, и все же не
настолько, чтобы совсем не верить в свои собственные силы. Он пришел к
Кольриджу, уже имея определенный багаж книжных знаний и мыслительную
подготовку, что позволяло ему высоко оценить последнего, но так-же ограждало от
упреков в том, что Марш якобы только ученик своего кумира. Интерес Марша к
Кольриджу вытекает прежде всего из его общего интереса к религии и желания
подвигнуть сторонников христианства на живое воплощение в себе духовной
истины этого учения. В «Пособии по рефлексии» Кольриджа много такого, что
совершенно не вписывается в русло ве-дущих течений современной мысли даже в
религиозной среде. Сегодняшний читатель, если ему не ведомы вспышки
проницательной интуиции, скорее всего останется безразличным к существу идей
Кольриджа и отвергнет их форму. Возможно, он с ходу запишет это произведение в
разряд антикварных ценностей. Пользуясь более точным выражением, в основном
оно представляет только исторический интерес. А это то же самое, что сказать
1
Тщательный и совершенно адекватный анализ именно его влияния уже сделан
профессором Марджори Николсон. См. статью, озаглавленную «Джеймс Марш и
вермонтские трансценденталисты» в «Philosophical Review» за январь 1925 года.
403
следующее: чтобы познать, какие смысл и влияние его идеи имели в свою
эпоху, их надлежит поместить в соответствующий контекст интеллектуальной
и нравственной атмосферы начала XIX века.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.