Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Мораль
прекращает свои активные отношения с конкретными экономическими и
политическими условиями. Будем же внутренне совершенствоваться, и перемены
в обществе сами произойдут в должное время -вот суть этого учения.
И пока святые увлечены самоанализом, землю заставляют вращаться
крепкие телом грешники. Если же эго понимается как активный процесс, то
122 123
сразу становится очевидным, что социальные преобразования -единственно
возможные средства добиться изменений и в сфере индивидуальности. В
этом случае институты оцениваются с точки зрения их образовательного
эффекта, а именно со ссылкой на то, какие типы личности они способны
взрастить. Индивидуальная заинтересованность в личном нравственном совершенствовании
совпадает с заинтересованностью общества в объективном
изменении экономических и политических условий. Вместе с тем исследование
значений социальных механизмов обретает определенные цель
и направленность. Нам теперь приходится ставить вопрос о том, какой особый
стимулирующий, воспитательный и поучительный эффект может иметь
каждое конкретное общественное устроение. Это в корне ликвидирует изоляцию
политики от морали, характерную для старых времен.
Поэтому мы не можем довольствоваться общим положением о том, что
общество и государство органично связаны с индивидом. Это вопрос особых
причинно-следственных отношений, вопрос о том, какую реакцию породитикакбудетвлиять
именноданноеобщественноеустройствонатехчья
жизнь проходит в его условиях. Раскрепощает ли оно способности человека?
Если да, то на многих ли это распространяется? Только ли на некоторых,
при неизбежном подавлении остальных, или данное свойство режима
отражается на всех и в равной степени? Направляется ли также та способность,
которая получает свободу, в какое-нибудь светлое русло, чтобы
превратиться в реальную силу, или ее проявления являются спастическими
и непостоянными? Поскольку здесь возможны самые разнообразные варианты
ответов, то исследование данных вопросов должно быть детальным и
конкретным. Становятся ли чувства людей более деликатными, тонкими и
избирательными, или они притупляются и тускнеют в условиях той или иной
формы социальной организации? Мудреют ли их головы настолько, что и
руки становятся более ловкими и искусными? Пробуждается или увядает
их любознательность? Какого она характера -чисто эстетическая и касается
только поверхностей и форм вещей или является также осмысленным
интересом к их значениям? Подобные вопросы (как и более очевидные -о
чертах, условно относимых к моральным) становятся отправными пунктами
для исследований каждого института сообщества, если индивидуальность
признается не первозданным фактом, а явлением, формирующимся
под влиянием ассоциированного образа жизни.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.