Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Если
судить о материи строго с научной точки зрения -то есть судить о том, что в
ней делается и как она функционирует, -становится ясно, что материя означает
условия. Чтить материю -это все равно что чтить условия движения к
цели; условия, которые мешают и препятствуют этому, надлежит изменить;
условия, которые этому помогают и способствуют, следует использовать для
преодоления препятствий и достижения целей. Только научившись выказывать
искреннее и настоятельное почтение к материи, к условиям, которые
отрицательно либо позитивно отражаются на успехе всякого стремления,
люди тем самым продемонстрировали свое искреннее и крайне полезное
для них почтение к целям и результатам. Если вы признаете, что имеете
некую задачу, а затем отвергаете средства ее исполнения, то вы впадаете в
самообман наиболее опасного сорта. Образование и мораль обнаружат, что
вы ступили на ту же дорогу к успеху, которую, скажем, найдут для себя
химическая промышленность и медицина, когда и они в совершенстве усвоят
урок искреннего и неустанного внимания к условиям и средствам, то
есть ко всему тому, что человечество столь долго презирало как материальное
и механическое. Принимая средства за цели, мы неизбежно впадаем в
нравственный материализм. Но, рассматривая цели вне их отношения к средствам,
мы скатываемся к сентиментализму. С именем идеального на устах
мы возвращаемся назад -к упованию на удачу, шанс и магию, на проповедь
и молитву или, чего доброго, на фанатизм, который заставляет предначертанные
цели осуществляться любой ценой.
В этой лекции я поверхностно коснулся многих вещей, хотя задача
передо мной стояла только одна. Революция в нашем понимании природа и
в наших методах добычи знаний о ней привела к новому складу воображения
и стремления. Она подкрепила новое отношение к миру, рожденное экономическими
и политическими переменами. Она обеспечила данному отношению
определенный интеллектуальный материал, с помощью которого
его можно формулировать и обосновывать.
В первой лекции было отмечено, что в жизни древних греков прозаические
вопросы факта или эмпирического знания по ценности чрезвычайно
проигрывали образным верованиям, связанным с особыми институтами и
60
нравственными обычаями. С тех пор это эмпирическое знание настолько
выросло, что вышло за пределы своей прежней, малой и ограниченной области
применения и признания. Оно само по себе стало предметом, стимулирующим
воображение новыми идеями бескрайних возможностей, бесконечного
прогресса, свободного движения, равных шансов, не ведающих о
фиксированном пределе.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.