Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Вся наука, понимаемая как набор формул,
существенно связанных друг с другом, представляет собою не более чем
систему возможных предикатов, то есть возможных позиций или методов,
которые используются для осмысления некоего частного опыта, природа или
значение которого в данный момент для нас не ясна. Она вооружает нас
комплектом инструментов, из которых мы должны выбрать наиболее подходящие.
Наш выбор, разумеется, будет зависеть от требований конкретных
фактов, которые предстоит выделить и идентифицировать в данном случае,
подобно тому как плотник, исходя из стоящей перед ним задачи, решает, что
ему достать из ящика—молоток, пилу или рубанок. Можно еще представить
дело так, что, например, существование вероятных кандидатов на должности
наряду со всевозможными математическими комбинациями и перестановками
таковых приводит все-таки к избранию одного-единственного
кандидата, то есть что даже из совершенно исчерпывающей системы общих
принципов вытекают особенные суждения. Неотъемлемым элементом ло
295
гического процесса является выбор и установление связей этой особенной
клетки системы, пригодной для данной особенной ситуации. Такой индивидуализированный
выбор и адаптация—это интегральная составляющая логики
ситуации. И подобный же выбор и приспособление, несомненно, является
элементом природы действия.
Следуетдостаточноясно осознавать, чтодлянасважны не выбор и подгонка
к ситуации готовой универсалии, а—исключительно в целях именно
этого выбора и подгонки — источник данной универсалии. Если бы единичные
ситуации опыта никогда не были затруднительны для идентификации,
если бы они никогда не создавали проблем, то универсалий бы просто
не было, не говоря уже о том, что в них бы никто не нуждался. Универсальное
—это именно такая интерпретация опыта, которая способна обеспечивать
и гарантировать ценность индивидуализированного опыта. Вне данной
функции универсальное не существует и не проверяется на истинность. В
некоторых случаях, там, где наука сделала сравнительный прогресс, мы,
ничуть не заблуждаясь, можем говорить, что универсальные принципы у
нас под рукой и вопрос только в том, какой из них выбрать и применить. Но,
рассуждая подобным образом, мы не должны закрывать глаза на тот факт,
что обязаны этим только потребности в некоем более объективном способе
выявления данных конкретных случаев, которым когда-либо давало начало
универсальное и форму и характер которых оно приняло.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.