Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Но поддержка
такого деления сегодня, когда реальные успехи науки показали, что человек
принадлежит миру, а не противостоит ему, существенно препятствует развитию
интеллектуальной полемики по всем общественным проблемам. Если
Философия намерена способствовать углубленному исследованию социальных
вопросов, то в первую очередь она должна всем сердцем принять
тот факт, что никаких оснований для жесткого разграничения явлений более
не существует.
Все, что мы только что рассмотрели, содержит примеры проблем, над
которыми философии надлежит совершить тяжелую, а для многих из нас и
неприятную работу. Эта работа, взывающая к самой точной и критической
мысли, направлена против увековечения отживших предпочтений, которые
мешают людям, занятым философской рефлексией, осваивать вновь открытые
возможности. Таков аналитический или, если позволите, отрицательный
аспект задачи, которая стоит перед философией в современных условиях.
Но простое отрицание—еще не все. Отрицание—это обратная сторона
той положительной и конструктивной работы, которую философия может и
потому должна осуществить. Сама по себе философия не способна разрешить
конфликты и сломать заблуждения современного мира.
Только объединенные граждане всего мира своими коллективными усилиями
могут совершить эту работу, весьма впечатляющим примером которой
является восстановление мирных условий существования. Но для создания
руководящих идей и планов действия требуются интеллектуальные
инструменты. Ради успешного хода работы интеллектуальные инструменты
необходимо простерилизовать и заострить. Сама работа крайне заинтересована
в том, чтобы все лучшие инструменты по мере их усовершенствования
задействовались в ней. Только будучи активно востребованными для
решения современных проблем человека, они смогут избежать коррозии.
Проверка и испытание работой и ее результатами—единственное средство,
которое может уберечь их от темных пятен, источников инфекции. И тот
факт, что вышеупомянутые планы, меры и средства, которые еще нужно создать,
будут всего лишь гипотезами, вновь говорит нам о близости философии
позициям и духу исследований, обеспечивших успешность научного
подхода в других областях.
То состояние, в котором пребывала физическая наука всего несколько
веков назад, сегодня актуально лишь для исторического исследования —
настолько далеки ее тогдашние предмет и методы от того, что мы теперь
называем «наукой». В те времена препоны к созданию новых методов и
пользованию ими были не только теоретическими.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.