Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Следовательно,
сфера того, что может быть данным в опыте, оказывается несколько
шире и свободнее сферы того, что уже дано в нем.
II
Несомненно, это отнюдь не одно и то же—счесть справедливым сказанное
Уайтхедом о том, каким образом идея того, «что может быть дано в
опыте», была использована для сужения границ поля опыта, и согласиться с
позицией, на которой стою я. Что касается взглядов на опыт, отчетливо выраженных
в современной философии как опытной, так и априорной школами,
то у меня нет никакого желания объяснять разницу между ними. Единственный
факт, на который я хочу указать, — это то, что дух и направленность
современной философии должны быть совершенно особого рода, коль
скоро она принялась за сокрушение неизменных барьеров и продемонстрировала
заинтересованность в новизне, расширении, росте и прежде неизвестных
возможностях; короче говоря, в открытом и «бесконечном» мире как
1 Ор. сit. Р. 269,290. На странице 269 сказано: «Перегиб заключался в постоян
ной опоре на деятельность чувств как на основу всей экспериментальной деятельности
».
отличном от замкнутого и ограниченного мира древних греков. Если же это
суждение неприменимо к общему направлению и подспудным задачам современной
философии, то это значит, что мы имеем дело с различиями куда
более глубокого рода, нежели те, о которых мы только что говорили, а именно с
различиями между актуальными тенденциями современного опыта и
собственно философией, рожденной на почве этого опыта.
Поэтому я не думаю, что мне необходимо включить в свои планы анализ
номинально присущих современной философии взглядов, относящихся к тому, что
может быть дано в опыте. В то же время я не верю и в то, что парадокс этой
философии действительно так колоссален, каким он выглядит на поверхности. В
силу того факта, что современная философия озаботилась условиями опыта,
простирающегося за пределы уже пережитого в нем в прошлом, она по идее должна
была стать особенно чувствительной к существованию определенных препятствий
для его признания и осуществления, то есть препятствий, являющихся плодами
прежней культуры и санкционированных той философией, которая выражала эту
культуру. Во имя собственной веры в будущее возможное расширение опыта
философы были просто обязаны развенчать убеждения и привычки, мешавшие
им на этом пути. Для ведения этой борьбы им были необходимы критерий и метод.
Короче говоря, позитивная сторона современной философии—то, что я назвал ее
духом и направленностью,—сводилась к приданию очень большого значения
негативной работе, которую ей следовало произвести.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.