Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Я бы добавил, что еще много миллионов
им подобных сидят дома, — они сбиты с толку и загнаны в тупик по
195
194
милости политиков бездействия и хитроумных «лидеров», что немудрено
при недостатке образования у этих людей, сказывающемся на их способности
оценивать окружение и череду событий. Я убежден, что сегодня задачей
гуманитарного колледжа является использование возможностей, предоставляемых
нам художественной литературой, наукой, предметами профессионального
значения, в целях развития умения анализировать нужды и проблемы
мира, в котором мы живем. Подобное образование носило бы гуманизированный
характер не вопреки тому факту, что оно уже далеко ушло от
семи гуманитарных дисциплин Средневековья, а просто потому, что для современной
реальности оно могло бы сделать то же самое, что пытались сделать
эти семь дисциплин для мира, в котором они обрели свою форму.
7. Потребность в ориентации
Каждому, кто тем или иным образом посвятил себя делу образования,
не доставит удовольствия произносить слова, которые могут быть истолко
ваны как выпад в адрес нашей образовательной системы. Но мы живем в
такое время, когда рассудительная критика является необходимым услови
ем и прогресса наших школ, и приумножения множества хороших вещей,
которые им уже присущи. К тому же критика в первую очередь адресована
не учителям, а системе, в которой они работают. Я рад поверить в то, что в
нашей стране никогда не было так много учителей, как сейчас, специально
обученных своему ремеслу и страстно желающих профессионально совер
шенствоваться. Но ситуация в системе смущает и расстраивает их ум, а рав
но и деятельность. Именно этих вещей я хотел бы коснуться.
Данную систему называют системой лишь из любезности. На самом
деле она больше напоминает лоскутное полотно, причем такое полотно,
части которого не создают регулярный рисунок. Это соединение лоскутов
старого и нового, нереконструированных пережитков прошлого и вещей,
возникших в силу новых обстоятельств. Данное положение в равной мере
относится и к преподаваемым предметам, и к способам их преподавания, и
к общественному управлению системой образования, и к ее собственной
администрации. Новые учебные курсы, как следствие, раскололи программу
на бессвязные составляющие и создали перегрузку. Чересчур много тем
для изучения и чересчур много учебных курсов, а в результате получилась
неразбериха.
Кое-кем в качестве панацеи настойчиво предлагается возврат к прошлому,
к строгой и ограниченной программе.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.