Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Две эти идеи, всеми принимаемые, но редко удостаиваемые серьезного
осмысления, идут вразрез с той концепцией, согласно которой прирост или
непрестанная реконструкция опыта является нашей единственной целью.
Если человек, в каком бы он ни был периоде жизни, всегда находится в
процессе развития, то образование, за исключением своих промежуточных
результатов, вовсе не служит подготовкой к чему-то тому, что случится позднее.
Степень и тип развития человека, которые мы обнаружили у него в
настоящий момент, и есть его образование. Это постоянная функция, она не
зависит от возраста. Лучшее, что можно сказать о каком-то специальном
процессе образования, например об образовании периода начальной школы,
-это то, что оно подготавливает субъекта к дальнейшему образованию,
Делая его более чутко реагирующим на условия своего развития и способным
извлечь из них большие преимущества. Получение навыков, овладение
знаниями, обретение культуры не являются целями: это -свидетельства
роста и средства его продолжения.
Распространенное представление о контрасте между периодом образования,
соответствующим возрасту социальной зависимости, и периодом зрелости,
то есть социальной независимости, является пагубным. Мы без кон
116 117
ца повторяем, что человек есть общественное животное, а затем ограничиваем
значение этого положения сферой, в которой социальность как раз
наименее очевидна, -политикой. Подлинной сердцевиной человеческой социальности
является образование. Идея образования как подготовки и идея
зрелости как фиксированного предела роста -это две стороны одного и
того же пагубного заблуждения. Если нравственная задача взрослого, равно
как и юного, человека состоит в росте и развитии опыта, то уроки, которые
преподает социальная зависимость и взаимозависимость, важны для
взрослого в той же степени, что и для ребенка. Нравственная независимость
взрослого равнозначна прекращению роста, изоляция от других равнозна
на очерствению души. Мы преувеличиваем интеллектуальную зависимость
детства и слишком крепко держим детей на привязи, а впоследствии преувеличиваем
независимость взрослой жизни от тесных контактов и человеческого
общения. Признав, что нравственные процессы идентичны процессам
конкретного роста, мы увидим, что осмысленное и правильное образование
детей есть самое экономичное и эффективное средство общественного
прогресса и реорганизации; нам также станет очевидным, что
критерием ценности всех институтов взрослой жизни является то, как они
способствуют дальнейшему, не прекращающемуся образованию.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.