Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Другими словами, постулатом для моральной науки должна являться
континуальность научного суждения. Данное положение отвергается как
материалистической, так и трансцендентальной школами философии. Трансцендентальная
школа проводит такую незыблемую черту между сферами
морали и космических ценностей, что какие-либо положения, относящиеся
ко второй из них, ни в коем случае не могут иметь вспомогательное или
инструментальное значение для первой. Тот факт, что прогресс физической
и биологической наук вызывает столь колоссальные изменения моральных
проблем и, стало быть, моральных суждений и—опять же в силу этого —
моральных ценностей, мог бы послужить аргументом против трансцендентальной
этики, поскольку последняя сочла бы подобные очевидные факты
их изменений никак не возможными. Материализм равным образом отрицает
принцип преемственности суждения. Он путает преемственность
метода—возможность применения общих положений, относящихся к некоему
объекту, в качестве инструмента в определении другого объекта—с
непосредственным тождеством предмета суждения. Вместо признания преемственности
различных форм опыта в этической форме он размывает этический
опыт, сравнивая его не только по части того, что составляет его логический
метод, но и по его собственной онтологической структуре с объектами
иной формы, определяемыми в суждении, а именно физической
формы. Если мы сразу признаем, что все научные суждения — физические,
равно как и этические, — в конечном счете имеют целью представление
опыта в объективных (то есть общих) понятиях, чтобы получить ориентиры
для дальнейшего опыта, то, с одной стороны, мы без всяких колебаний
станем использовать любой род суждения, способный оказаться полезным
в образовании прочих суждений, каковы бы ни были их тематика и
компетенция, а с другой стороны, у нас и мысли не возникнет больше о
том, чтобы пытаться настаивать на отличительных чертах какого-то типа
опыта. Поскольку жизнь человека континуальна, возможность применения
всякого рода опыта, способного оказать нам помощь в формировании лю
314
бого другого, служит исходным постулатом всех наук, этических и неэтических
в равной степени. И эта возможность применения, приложения инструментальных
помощников также делает возможным и необходимым использование
«материалистической» науки в построении этической теории,
в то же время предохраняя этические ценности в рамках такого использования
от эрозии и исчезновения.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.