Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
К слову
сказать, в связи с темой необходимости реконструкции очень уместно отметить,
что моя негативная критика философии прошлого вызвана вовсе не
отношением этих духовных систем к интеллектуальным и нравственным
вопросам своего времени и пространства, а тем, насколько они соответствуют
иной, уже сильно изменившейся человеческой ситуации. Собственно, те
же самые вещи, благодаря которым великие системы были объектами почета
и поклонения именно в социокультурном контексте прошлых эпох, сегодня
в значительной мере явились главными причинами падения их «актуальности
», ведь основные черты мира изменились настолько, что последние
сто лет мы пользуемся такими понятиями, как «научная революция», «промышленная
революция» и «политическая революция». Насколько я понимаю,
было бы неправомерно призывать к реконструкции, не уделив известного
критического внимания тем исходным обстоятельствам, в которых она
должна проходить и которые должна менять. Подобное критическое внима
4
5
ние, отнюдь не равное выражению непочтительности, явилось бы существенным
признаком нашей заинтересованности в развитии философии, способной
в нынешнем времени и пространстве исполнить такую же роль, какую
исполнили великие учения прошлого в той культурной среде, которая их
взрастила.
Другие возражения моих оппонентов, однако похожие на приведенные
выше, состоят в том, что изложенная здесь точка зрения на дело и задачи
философии якобы основывается на романтическом преувеличении всевозможных
творений «интеллекта». Подобная критика была бы более чем справедливой,
если бы это последнее слово служило у нас синонимом понятия о
«разуме» или «чистом разуме», характерного для одного из солидных учений
прошлого. Но мы подразумеваем под ним нечто совершенно отличное
от того, что принято считать высшим органом или «способностью» постижения
предельных истин. Это рабочее обозначение великого и непрерывно
растущего множества приемов наблюдения, эксперимента и критического
осмысления, которые в чрезвычайно короткий срок революционизировали
физические, да в немалой степени и физиологические параметры жизни, но
еще не были подготовлены для приложения ко всему исключительно и существенно
человеческому. Даже для физической сферы исследования это
слово является новым; немудрено, что оно еще не заработало применительно
к многообразным аспектам человеческой жизни. Необходимая реконструкция
состоит не в том, чтобы использовать «интеллект» как нечто готовенькое.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.