Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Тот же, кто придер
1
Logic. Р. 106—107.
2 «Behavior, Knowledge and Fact» [«Поведение, знание и факт»] (1935), раздел
XIX, «Опыт и факт», и особенно на страницах 172—179. Надо учитывать, что приведенный
отрывок тесно связан с разделом XXVII «Поведенческое пространствовремя
». Всем, кому интересна та часть моих воззрений, которая касается
дочело-веческих и доорганических явлений, я с радостью советую обратиться к
рассужде-ниям мистера Бентли, не пытаясь, однако, возложить на него
ответственность за то, что я говорил по любому другому вопросу.
399
живается свойственной, по-видимому, мистеру Расселу идеи о независимом
субъекте как причине «сомнительного» и «проблемного характера»
ситуаций, разумеется, примет ту же самую точку зрения, которую выразил
он, тем самым укрепив меня во мнении, что разногласия между нами в основном
коренятся в различии взглядов на природу опыта, которые в свою
очередь вытекают из различий в наших концепциях того, какая связь существует
между человеком и остальным миром. Мистер Рассел не догадывался
о возможности иной общечеловеческой теории опыта, которая составила
бы альтернативу додарвинистским концепциям Гегеля, с одной стороны,
и Милля — с другой*.
Необходимость того, чтобы последствия были «созданы операциональным
путем», оговоренная в моей теории, безусловно, представляет собой
самый сокровенный элемент всей моей теории исследования. Меня не удивляет,
что мистер Рассел находит процитированный им отрывок об этом «несколько
непонятным»,—ведь он рассматривает его в изоляции от главного
положения моей общей теории опыта, исследования и познания. Приведу
один фрагмент, который свидетельствует о том, что между этой частью моей
теории и только что затронутым вопросом, то есть вопросом, касающимся
места неопределенной ситуации в исследовании, существует внутренняя
связь. «Ситуации, которые являются запутанными и проблемными, смутными
или туманными, не могут быть исправлены, прояснены и упорядочены
посредством манипуляций, ограниченных рамками наших персональных
состояний сознания»'. Это негативный аспект позиции, ибо он означает, что
кроме операций экзистенциального характера, которые суть действия, совершение
чего-то и осуществление чего-то (короче говоря, разновидности
процесса взаимодействия), ничто не может выступать в качестве средств
произведения последствий, имеющих какую-либо важность для гарантированной
утверждаемости.
Заключ
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.