Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
На планете бывали такие эпохи и территории, в рамках которых земля
находилась в общем пользовании, и поэтому частную собственность на
землю люди восприняли бы как самое чудовищное в своей неестественности
явление. Бывали и другие времена и страны, когда все богатство сосредоточивалось
в руках верховного господина, и даже богатством своих подчиненных,
если они таковым владели, он мог распоряжаться в свое удовольствие.
Вся система кредитов, имеющая столь основополагающую важность
в современной финансовой и производственной жизни, является со
1 за и против (лат.).
271
вершенно новым изобретением. Образование акционерных компаний с ог
раниченной ответственностью вызвало колоссальные изменения в сфере
фактов и понятий о собственности. Мне представляется, что потребность
чем-то владеть—одна из исконных составляющих человеческой природы.
Но надо быть либо невеждой, либо иметь очень живое воображение, чтобы
полагать, будто система собственности, существующая в Соединенных
Штатах сегодня, в 1946 году, со всеми ее сложными отношениями и зависи
мостью от юридической и политической поддержки, является необходи
мым и неизменным плодом врожденной склонности человека к присвое
нию и владению.
Закон —это один из наиболее консервативных человеческих институтов;
хотя по мере накопления различных законодательных актов и юридических
решений изменяется и он, иногда медленными темпами, а иногда
скоротечно. Перемены в человеческих отношениях, порожденные переменами
в производственных и юридических институтах, в свою очередь вызывают
преобразование в способах проявления человеческой природы, а это
приводит к дальнейшим изменениям в институтах—и так до бесконечности.
Именно это и дает мне повод для утверждения, что люди, полагающие,
будто виды на социальные перемены, даже довольно основательного характера,
несбыточны и утопичны в силу постоянства человеческой природы,
путают сопротивление переменам, проистекающее из приобретенных привычек,
с таким сопротивлением, которое идет от изначальной природы человека.
Дикарь, живущий в первобытном обществе, гораздо больше заслуживает
называться чисто «природным» человеческим созданием, чем цивилизованный
человек. Цивилизация, собственно говоря, представляет собой
продукт изменений этой человеческой природы. Но даже дикарь связан
множеством обычаев племени и наследственных верований, которые видоизменяют
его первоначальную природу, и именно такие, приобретенные,
привычки делают столь затруднительным его превращение в цивилизованное
существо.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.