Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Единицы измерения пространства,
времени, массы, энергии и так далее определяют для нас те строгие условия,
при которых суждения данного типа могут достигать своей цели. Тогда
тип суждения, который определяет ситуацию в понятиях характера и приводит
к заданию так называемой активной ситуации (это если ее обозначить
индифферентно), или активного деятеля (если придать ей оттенок сознательности),
точно так же логически предопределен к тому, чтобы иметь дело
с мировоззрениями и методами как инструментами, необходимыми для выполнения
его задачи. Этические дискуссии преисполнены подобных понятий:
например, природное и духовное, чувственное и идеальное, норма и
право, обязанность и долг, свобода и ответственность. Обсуждение и употребление
этих терминов страдает, однако, фундаментальным недостатком.
Данные понятия обычно воспринимаются как нечто готовое, то есть как сущности
независимые и обособленные. Следовательно, на долю теории остаются
дебаты, во-первых, о том, имеют ли данные категории какой-либо вес
или нет, и, во-вторых, в чем же их особая значимость. Обсуждение этих
вопросов носит крайне произвольный характер именно ввиду того, что категории
берутся не как ограничительные понятия, то есть не как основные
элементы логической операции, которые, подчиняясь определенной собственной
цели, должны иметь и средства или инструменты для ее успешного
1 вообще (нем.).
305
осуществления. Поэтому для научной трактовки этики в первую очередь
должно соблюдаться следующее условие: при обсуждении основополагающих
терминов, исходных интеллектуальных позиций и применяемого инструментария
необходимо учитывать место, которое они занимают, и роль,
которую они играют в суждении особого типа, то есть таком суждении, которое
вызывает обоюдную объективную детерминацию актуальной ситуации
и духовной позиции.
Когда категориям ничего не остается, как примириться с предназначением,
определенным для них в рамках текущей дискуссии, когда они трактуются
своевольно, то есть изолированно друг от друга, то никакой метод
контроля за формированием суждений с их участием невозможен. Как следствие,
другие суждения, зависящие от того, как употребляются данные категории,
постепенно все больше выходят из-под контроля. Знание непосредственно
об инструментах, необходимых для более экономного и эффективного
образования и функционирования более специфических суждений,
в этом случае лишь приблизительно, особенно знание о том, что касается
их собственной структуры и способа функционирования.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.