Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Так не кажется
ли вам, что интеллектуальная задача XX столетия состоит в осуществлении
этого последнею шага? Когда подобный шаг будет сделан, круг научного развития
замкнется и реконструкция философии станет свершившимся фактом.
Глава IV
ИЗМЕНЕНИЯ В КОНЦЕПЦИЯХ
ОПЫТА И РАЗУМА
Что есть опыт и что есть разум, сознание? Какова сфера опыта и где ее
пределы? В какой степени он является твердым основанием веры и надежным
руководством для действия? Можем ли мы доверять опыту в науке и в
поведении? Или это болото, в котором мы вязнем, пытаясь выйти за пределы
немногих низших материальных интересов? Настолько ли он сомнителен,
изменчив и неглубок, что вместо того, чтобы давать нам твердую почву
под ноги, гарантированную дорогу к полям изобилия, он сбивает нас с толку,
обманывает и попусту забивает нам голову? Необходимо ли, чтобы разум,
внешний или высший по отношению к опыту, обеспечивал твердые принципы
для науки и поведения? С одной стороны, эти вопросы предполагают
знакомство со специальными проблемами самой мудреной философии; с
другой стороны, они связаны с глубочайшими из возможных изысканий, касающихся
развития человека. Они относятся к критериям, на которые человек
опирается, формируя свои убеждения; к принципам, при помощи которых
он управляет собственной жизнью, и к целям, к которым он ее направляет.
Должен ли человек возноситься над опытом посредством какого-то
уникального по природе органа, доставляющего его прямиком в сферу надопытную?
И если так не случается, должен ли он пребывать в состоянии
скепсиса и разочарования? Или же человеческий опыт сам по себе ценен
своими внутренними целями и способами направлять наши действия? Может
ли он самоорганизовываться в незыблемую последовательность или его
надо подкреплять таковой извне?
Нам известно, как отвечает на это традиционная философия. Не все ее
ответы тщательно согласованы между собой, но в основном они сводятся к
тому, что опыт никогда не поднимается над уровнем отдельного, случайного
и вероятного. Лишь та сила, которая в соответствии со своим источником
и назначением превосходит любой и всякий возможный опыт, способна достигать
всеобщего, необходимого и несомненного авторитета и направления.
Даже сами эмпирики признавали правильность подобных высказываний.
Но при этом они говорили, что, поскольку человечество не располагает
способностью чистого разума, нам следует стремиться ввысь при помощи
того, что мы имеем, -опыта -и извлекать из него максимум возможного.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.