Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
В пассаже
о дуализме, приведенном мною в самом начале, Джеймс говорит, что
такое дублирование является непременным даже в случае «простого чувственного
впечатления». В главе об ощущениях Джеймс пишет:
« Чистое ощущение есть абстракция;», когда мы, взрослые люди, говорим
о своих «ощущениях», то имеем в виду одно из двух: либо определенные
объекты, а именно простые качества или свойства, например тяжелое,
горячее, боль;либо те из наших мыслей, в которых знакомство с такими
объектами менее всего сочетается со знанием их отношений к другим вещам
»1.
В последней части этого предложения о внутреннем «мышлении» попрежнему
идет речь как о том, что знает своего внешнего визави. Но склонность
Джеймса к эмпирическим фактам побудила его признать, что в реальном
опыте качеств как объектов никакого копирования этих качеств во внутренних
ощущениях не выявляется, ибо сразу после этих слов он говорит
следующее:
«Первое ощущение, возникающее у ребенка, и есть вся его вселенная...
Дитя сталкивается с объектом, в котором (хотя он дан в чистом ощущении)
уже заключены все «категории понимания»... В это мгновение юный познающий
субъект (дитя, а не ментальное состояние) встречает и приветствует
свой мир» (с. 8).
Эта позиция относительно чувственных качеств вполне согласуется с
той объективной точкой зрения, на которой Джеймс стоит всякий раз, ког
1 Principles of Psychology. Vol. II. P. 3.
438
да, погружаясь в исследование конкретного интересующего его вопроса,
отдается во власть очевидных фактов1. Вот весьма типичный фрагмент:
«Возьмем в качестве примера опыт чего-то абсолютно беспрецедентного,
скажем новое вкусовое ощущение в гортани. Что это — субъективное
качество ощущения или ощущаемое объективное качество? В данную минуту
вы подобным вопросом даже не задаетесь. Вы просто чувствуете этот
вкус. Но если доктор, выслушав, как вы его описали, скажет: «Ну вот! Теперь
вам известно, что такое изжога», то он станет качеством, уже существовавшимextramentemtuam2,
столкнуться с которым и познать его
просто пришел ваш черед. Первые пространства, времена, вещи, качества,
переживаемые ребенком, вероятно, возникают тем же абсолютным способом,
что и первая изжога,—как простые существования, а не в мысли и не из
нее»3.
Этот взгляд, возможно, является зарождением его последующей теории
«нейтральных целостностей». Прямой эмпирический смысл нейтрального
в этой связи, по-видимому, будет состоять в нашей индифферентности к различию
между субъективным и объективным, различию, которое возникает,
когда в целях верного выбора поведения мы должны четко уметь отличить,
на что указывает данный звук или цвет,—на объект из нашего окружения
или на некие процессы внутри организма.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.