Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Если так, то что потребуется для формирования такого суждения о ситуации
или условиях действия, которое обеспечило бы нам, насколько это возможно,
максимально адекватное понимание этого деятеля? Я отвечу: общественная
наука, которая займется анализом содержания как комбинации элементов
таким же образом, как психологический анализ определяет действие
через набор предпочтений. Мы согласны с тем, что ситуация, которая приводит
к суждениям чисто морального свойства, является общественной ситуацией,
и, следовательно, она может быть адекватно описана только при
помощи методов социологического анализа. Я понимаю, что при всей необходимости
некоторой научной интерпретации обстоятельств действия я совершаю
своего рода прыжок, когда говорю, будто такая наука должна иметь
социологическую направленность. Эту логическую брешь мы преодолеем
только в том случае, если будем рассматривать категории нравственного суждения
до того момента, в котором отчетливо проявится их социальная ценность.
Подобный анализ был бы далек от моих сегодняшних целей. Все, что
мне здесь необходимо,—это только снова вернуться к положению об обоюдной
детерминации судящего и содержания в этическом суждении и предположить,
что эта идея требует логического развития, в конце которого нас
ждет вывод о том, что поскольку судящий есть начало личностное, то и
содержание суждения в конечном счете также должно быть личностным, и
что поэтому нравственное суждение реально творит отношения между личностями,
межличностные отношения, отвечающие тому, что мы подразумеваем
под отношениями «социальными».
313
312
Но в любом случае нам нужен некий способ получения объективного
высказывания по поводу ситуации—высказывания в понятиях связи ее условий.
Необходимы определенные описательные науки, и никто не возьмется
отрицать, что элементы общественной жизни во многих случаях входят в
число подлежащих описанию фактов. Но, даже установив, что ситуация носит
социальный характер, мы не должны свести все ее описание к данной
особенности. Любая арена действия, будучи социальной, является еще космической
и физической и к тому же биологической. Поэтому абсолютно
невозможно игнорировать связь физических и биологических наук с этическими.
Если этическая теория в качестве одного из необходимых условий
предполагает, что мы сможем описывать в понятиях этой теории ситуацию,
требующую нравственного суждения, то любая идея, которая обеспечивает
и гарантирует адекватность и истинность описания, будь то идея механики,
химии, географии, физиологии или истории, благодаря данному факту становится
для этической науки важнейшей подмогой.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.