Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Историзм и эволюционность либерального
учения в XIX веке были фактически половинчатыми. Они предполагали,
что процессы истории и развития управляются неким законом или
формулой, стоящими особняком от процессов, обусловленных временем.
Обязательность связи либерализма с экспериментальной методикой подразумевает
непрерывную реконструкцию идей индивидуальности и свободы
в тесной сопряженности с изменениями общественных отношений. Достаточно
сослаться на перемены в производстве и распределении, произошедшие
со времен первой формулировки либерализма, а также на эффект,
который подобные преобразования, обязанные науке и технологии,
оказали на условия человеческой ассоциации. Экспериментальный метод
равнозначен признанию временной изменчивости идей и программ действий,
вследствие которой последние вместо прежнего противостояния фактам
начинают сотрудничать с ними. Всякое иное воззрение играет на руку
жесткому концептуализму и предполагает, что факты должны удовлетворять
понятиям, формулируемым независимо от временной или исторической
изменяемости.
Поэтому для последовательного социального либерализма оказывается
существенным следующее: во-первых, чтобы велось реалистическое исследование
наличных условий в их развитии и, во-вторых, чтобы его ведущие
идеи представляли собой программы взаимодействий с этими условиями в
интересах большей степени развития индивидуальности и свободы. Первое
требование заключено в понятии либерализма столь очевидным образом,
что я не буду на нем останавливаться. Второй пункт нуждается в несколько
более подробном рассмотрении. Экспериментальный метод не состоит только
в развитии бурной деятельности или в том, чтобы что-то поделать здесь,
что-то поделать там в надежде, что вещи станут от этого совершеннее. Как
и в области физических наук, он предполагает наличие связного комплекса
232 233
представлений -теорию, которая задает направление пробам. Главное основание
данного метода, отличающее его от любой формы абсолютизма,
заключается в том, что идеи и теории в его контексте понимаются как способы
действия, подлежащие проверке и бесконечному пересмотру с точки зрения
последствий, вызываемых ими в реальных общественных обстоятельствах.
В силу своей операциональной сущности они преобразуют данные
обстоятельства, в то время как первое требование либерализма, то есть укорененность
этих идей в реалистическом знании актуальных обстоятельств,
обеспечивает им непрерывную реконструкцию.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.