Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
В основе
всего здесь лежит идея, согласно которой в религиозном опыте существо индивидуума
назовем это его душой—состоит в связи с универсумом на более примитивном
и в то же самое время на более фундаментальном, в некотором роде
более истинном уровне, чем это характерно для ее связи с ним в процессе
сознательного и разумного наблюдения и мышления. В результате мы имеем
«вид опыта, в котором интеллект, воля и чувство, все наше сознание вкупе
со всем бессознательным переплавляются в нечто вроде химического соединения
». Поэтому любой поистине религиозный опыт—это опыт, который
мы, за отсутствием лучшего имени, называем мистическим. В таком
опыте «менее выраженные, но более значимые элементы нашей природы до
победного конца противостоят попыткам более поверхностной, но куда громче
кричащей о себе части подавить их». Джеймс вполне отдавал себе отчет
в том, что это понятие о глубоко иррациональном и инстинктивном происхождении
религиозного опыта может быть использовано как аргумент, опровергающий
состоятельность и полезность религии. Сам он намеренно
предпочел снабдить эту идею иной, более благоприятной трактовкой. Этот
выбор частично коренится в его горячем ощущении значимости жизненных
инстинктов, обусловленной тем,что они отражаютвсебе сампроцессжизни более
эффективным образом, чем это подвластно разумной мысли, а частично вытекает
из его философской идеи, согласно которой непосредственный
опыт в любом случае более фундаментален, чем возведенные на нем
вымышленные конструкции. Основополагающая концепция Джеймса, я бы
сказал, такова, что индивиду в конце концов просто пристало иметь некую
жизненно важную связь со вселенной, в которой он живет, и что эта связь
может быть максимум двух видов. Она либо подавляет индивида, либо поддерживает
и укрепляет его. По моральным соображениям ради возможности
действовать нам надлежит принять эту вторую позицию, даже если рационально
ее состоятельность подтверждена недостаточно. Ввиду нехватки
реальных свидетельств, которые исчерпывающе говорили бы о несостоятельности
нашего убеждения, мы можем сделать героический выбор в пользу
жизни и действия, основанный только на том допущении, что нечто во вселенной
все же питает наши идеалистические устремления и активно стоит
зато, чтобы они осуществились.
429
Так что я надолго задержал ваше внимание на интересе Джеймса к религии
и его понимании природы последней только потому, что оно столь
непохоже на то, что обычно называют религией.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.