Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
408
ствования всех физических вещей и явлений, ибо последние возникают и
пребывают в пространстве и времени. Так математика создает основы для
науки физической.
Возможно, что эта объективная трактовка является плодом влияния
Фрайса. Но здесь чувствуется и более глубокое влияние, которое я назвал
аристотелевским. О подобном влиянии мы можем судить по его интерпретации
отношения чувства к пониманию и того и другого к разуму, а также по
всей его философии природы, по трактовке отношений ее с сознанием. Вместо
того чтобы отделять понимание и чувство от разума, Марш видит их как
три последовательные стадии в прогрессивной реализации природы абсолютной
реальности. Каждая из двух первых способностей, то есть чувство
и понимание, создает такие условия, при которых может проявить себя третья,
подготавливает почву для нее, поскольку каждая из них несет в себе
принципы, цель которых выходит за ее собственные пределы и которые формируют
необходимость более полного и глубокого постижения природы реального.
То, что я определил как аристотелевское влияние в его позиции, представлено
тем фактом, что он не обособил эти громоздящиеся друг на друг
цепочки чувств, понимания, а также рациональную волю от природного универсума,
как это сделал Кант, а, скорее, счел их ступенями последовательной
реализации условий и возможностей, обнаруживаемых нами в самой
природе. Я нигде не встретил у него ссылок на Гегеля, хотя мне кажется, что
он знал Фихте. Но подобно Гегелю, вместо того чтобы противопоставлять
субъекта объекту или миру, он рассматривал субъекта, наиболее адекватным
и полным самовыражением которого считал разумную волю, как кульминацию,
как слияние всех энергий, составляющих чувственный и физический
мир. Марш был очень начитанным в области современной ему науки
и полагал, что нашел в ней свидетельство истинности той концепции, согласно
которой природа представляет для нас прогрессивный порядок энергий,
в котором низшие уровни являются одновременно условиями и предвестниками
высших, и так до тех пор, пока мы не достигнем высочайшего
уровня—непосредственно самопознающего духа.
Его концепция чувства, выражаясь современным гносеологическим языком,
безусловно реалистична. Он считает, что в чувстве мы должны отличать
добытый материал, видимые, слышимые и ощутимые качества от актов
сознания, состоящих в видении, слышании, тактильном восприятии, и
что данные чувственных качеств мы относим к основам реальности, находящейся
вне нас, и равным образом акты чувствования мы относим к своему
Я как постоянной основе реальности этих актов.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.