Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
В соответствии с его взглядами на таковое,
не может быть никакой логической связи между «это» и «признаком этого». Логическое
значение имеет только «признак этого»; «это» же определяется соображениями,
совершенно чуждыми интеллектуального регулирования, что, разумеется, означает,
будто реальность, лежащая вне акта суждения, дробится на области логических
идей и значений или втискивается в них, и подобное странное и насильственное
вмешательство в ее бытие неизбежно сопутствует конечной, крайне ограниченной
природе нашего опыта.
298
тифицируется или различается индивидуализированный элемент опыта, то
суждение предстанет перед нами как акт суждения, — акт, состоящий в вы
боре и определении субъекта и предиката, а также в определении их ценно
сти друг для друга или во взаимной связи и тем самым в принятии решения
об истинности и твердости научных предположений.
Поскольку в своих рассуждениях я пользовался терминологией, значе
ния которой едва ли самоочевидны, и привел множество положений, кото
рые при нынешнем состоянии или ситуации логической дискуссии пока
жутся многим не столько позволяющими что-то обосновать, сколько нуж
дающимися в обосновании, я, пожалуй, подчеркну, что сила аргумента свой
ственна только идеям, полностью подтверждаемым эмпирически. Истин
ность или ложность полученных выводов зависит от следующих двух об
стоятельств:
Во-первых, каждое суждение в своей конкретной действительности является
актом внимания и как всякое внимание предполагает работу интереса
или цели и активизацию привычек и импульсивных наклонностей (то есть
в конечном счете приспособление нервной системы), которые послужат этому
интересу. Следовательно, оно включает в себя выбор, касающийся как объекта
внимания, так и идейной позиции и способа «апперцепции» или истолкования.
Измените интерес или цель — изменится отобранный материал
(субъект суждения), и также изменится точка зрения, с которой его рассматривают
(а следовательно, и тип предикации).
Во-вторых, в основе абстрактных, обобщенных научных положений лежали
именно потребности в подобных индивидуализированных суждениях
или актах внимания; общие положения приняли свою современную форму,
то есть обрели характерные структуры или содержания в качестве инструментов,
позволяющих единичному суждению наиболее эффективно выполнять
его функцию,—иными словами, наиболее уверенно и экономно вести
нас к осуществлению цели, которой это суждение и должно было послужить.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.