Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
На заре современной философии
(впрочем, даже неосознанно для нее самой) существовала проблема
примирения традиционной теории разумных и идеальных основ, состава
и цели вселенной с новыми интересами индивидуального духа и его новой
уверенностью в своих способностях. Это была дилемма. С одной стороны,
философиинехотелосьраствориться
в
материализме, подчинявшем
человека
физической
реальности
и
сознание материи, тем более в
тот самый момент, когда человек и его сознание начи
нали обретать подлинную власть над природой. С другой стороны, положение
о том, что мир, как он есть, служит воплощением неизменного и всеобщего
Духа или Разума, не устраивало тех, кто был обеспокоен главным образом
несовершенствами мира и мерами по его исцелению. Следствием
объективно-теологического идеализма, выросшего из идеализма классического,
метафизического, могло быть только покорное, уступчивое сознание.
Новый индивидуализм страдал от тесных рамок, определенных для него
понятием всеобъемлющего разума, который создал природу и судьбу однажды
и навсегда.
Отмежевавшись от античного и средневекового строя мысли, новое мышление
вначале соответственно продолжило старую традицию, связанную с
понятием Разума, который творит и образует мир, но в сочетании с представлением
о том, что этот Разум действует посредством человеческого сознания,
индивидуального или коллективного. Такова общая нота идеализма,
озвученная всеми философами XVII и XVIII веков, принадлежавшими и к
британской школе Локка, Беркли и Юма, и к континентальной школе Декарта*.
В Канте, как всем известно, два этих положения и вовсе соединились, и
возникла отчетливая тема конституирования мира, познаваемого посредством
мышления, принадлежащего именно человеку как субъекту познания. Идеализм
перестал быть метафизическим и космическим и мог отныне стать
гносеологическим и личностным.
Очевидно, что данное достижение характеризует не более чем переходную
стадию. В конце концов это была всего лишь попытка разлить новое
вино в старые бутыли. Ее целью не являлось формирование у людей свободного
и непредвзятого представления о том, какую власть над природными
силами дает познание,—иными словами, целенаправленная опытная акция
по преобразованию верований и устоев. Античная традиция все еще оставалась
достаточно мощной для того, чтобы подспудно влиять на способ мышления
человека, затрудняя и сдерживая проявление поистине новых сил и
стремлений.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.