Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
И действительно, большинство из этих
реформ, например ликвидация работорговли, тюремная реформа, устранение
несправедливостей, свойственных труду женщин и детей, не могли бы
воплотиться в жизнь без некоторого вмешательствасо стороны правительства.
Все движение за то, что называется социальным законодательством, с
присущим ему лозунгом социальной справедливости происходит из данного
основания и со временем все больше и больше апеллирует к действиям
правительства. Так с самого начала в либерализме образовалась глубокая
трещина. Всякая попытка определить либерализм в понятиях, характеризующих
один унаследованный им ход мысли, будет горячо отвергаться теми,
кто привержен другому.
Исторически этот раскол воплотила в себе личность одного из ведущих
представителей либерализма в XIX веке Джереми Бентама*. Неизвестно,
осознавал ли сам Бентам данный факт или нет, но его главный принцип, а
именно—«наибольшее счастье в наибольших количествах», происходил из
идеологии филантропического и гуманистического движения. Однако в вопросах
практического осуществления этой цели Бентам с некоторыми исклю
226
чениями вроде планов о государственном здравоохранении и всеобщем образовании
ограничивался либерализмом laissez-faire.
Он рьяно отстаивал необходимость политических действий, которые
привели бы к недопущению несправедливости в области юридической процедуры,
законотворчества и методах избрания законодателей, но при этом считал, что
несправедливости, подлежащие исправлению, являются следствием того, что
власть когда-то в прошлом определиладля себя неправильный круг полномочий. Он
верил, что стоит только самим управляющим ус-транить ошибки в своей властной
деятельности, как свободная игра личных инициатив и усилий откроет верную
дорогу прогрессу и созданию «наи-большего счастья в наибольших количествах».
Как я уже отмечал, внутренние разногласия в либерализме никогда не
улаживались. На континенте так называемые либеральные партии почти все без
исключения состояли из политических представителей крупной промышленности,
банков и торговли. В Великобритании, с ее верностью духу традиции
и компромисса, столь сильно влияющей на дела англичан, либерализм
представлял собой смешение двух образов мысли и поочередно приобретал
заметный уклон то в одну, то в другую сторону.
В Соединенных Штатах за либерализм в основном .принимали идею
использования властного действия для устранения бед, от которых страдают
самые бедные классы.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.