Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Возможно, уныние в нас все же вызовет лейтмотив
книги м-ра Рассела. На первых страницах своего произведения он говорит,
что «подъем новых религий в России и Германии, подкрепляемый новыми
средствами миссионерской деятельности, которые вошли в употребление
благодаря науке, вновь породил сомнения, как и в самом начале научной
эпохи». Как он пишет ближе к концу, «угроза интеллектуальной свободе
в наши дни куда более велика, чем в любой период с 1660 года; но теперь
она исходит не от христианских церквей. Она исходит от правительств, которые
ввиду новой опасности хаоса и анархии стали преемниками священного
образа, ранее являвшегося принадлежностью духовных авторитетов».
И еще: «Новейшие религии заступают на место христианства и повторяют
те же ошибки, в которых христианство уже раскаялось».
Данное положение вещей представляет собой самую острую тему, поднятую
в книге м-ра Рассела. Именно этот вопрос я предлагаю рассмотреть
конкретно. Содержание книги м-ра Рассела доступно всем в малейших деталях;
прозрачность и меткость его слога всегда вызывали зависть у менее
даровитых писателей, а в данном произведении он почти превзошел самого
себя. Фактический материал он излагает своими словами, основываясь на
монументальном труде Эндрю Д. Уайта* «Война науки с теологией» и едва
ли менее монументальной работе Лекки** «История рационализма в Европе
». У Рассела, однако, этот материал сжат и местами намеренно заострен.
257
Каждая фаза конфликта отображена таким образом, чтобы мы четко представляли
себе ее перспективу. Нет необходимости кратко излагать или пересказывать
данную книгу. Но вопрос, освещаемый в ней, по моему убеждению,
сегодня является самым насущным из всех вопросов, которые стоят
перед миром. Судя по всем признакам нашей эпохи, он принадлежит к числу
тех вопросов, которые в грядущие годы будут становиться все глубже и
шире, захватывая все новые области.
На мой взгляд, данный вопрос имеет две части. Какова причина внезапного
крушения веры в метод свободного, опытного исследования, с одной
стороны, и нового явления догматического авторитета, полагающегося на
физическую силу,—с другой? И вторая часть: что может получить человеческое
общество, если оно признает метод науки как авторитетный источник
для веры, руководящей человеческими поступками, именно признает
его, то есть не номинально с ним согласится, а включит его в конкретную
деятельность? Два этих вопроса говорят о различных позициях.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.