Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
С другой стороны, революционного радикала сила глубоко укорененных
привычек не впечатляет. Он прав, на мой взгляд, в том, что касается
безмерной пластичности человеческой природы. Но он ошибается, считая,
что некоторые виды желаний, убеждений и целей не обладают силой, сравнимой
с импульсом, заданным физическому объекту в начале движения, а
также с инерцией, с сопротивлением движению, оказываемым этим объектом,
пока он еще неподвижен. Привычка, а вовсе не изначальная человеческая
природа большую часть времени удерживает объекты в движении, аналогичном
их движению в прошлом.
Если человеческая природа неизменна, то не может быть и такого процесса,
как образование, и все наши попытки получить его обречены на неудачу.
Ведь само значение образования состоит в изменении человеческой
природы в процессе привития человеку новых типов мышления, ощущения,
стремления и верования, чуждых невозделанной человеческой натуре.
Если бы последняя не поддавалась изменениям, нашим уделом могли бы
стать тренировки, но никак не образование, поскольку тренировка, в отличие
от образования, означает просто приобретение определенных навыков.
Можно натренировать врожденные способности до уровня какой-то высшей
эффективности, но это не приведет к развитию новых позиций, иного
склада ума, составляющему цель образования. Результат будет чисто механическим.
Для наглядности представьте себе музыканта: постоянной практикой
он способен добиться грандиозных успехов в технике игры, но это
отнюдь не значит, что таким образом он может подняться на более высокий
уровень музыкального мастерства и творчества.
Поэтому теория, согласно которой человеческая природа неизменна,
является самой удручающей и пессимистичной из всех возможных доктрин.
Если ее логически развить, то она окажется не чем иным, как учением
о такой предопределенности нашей жизни с рождения, что перед этой теорией
померкнут наиболее жесткие теологические идеологии. Ведь если ей
верить, то люди таковы, какие они есть, с самого рождения, и здесь ничто
не поможет, кроме того, что сводится к известному роду тренировки, которую
с равным успехом может применять акробат для упрочения мышечной
системы, данной ему от рождения. Если некто родился на свет с криминальными
задатками, то он и вырастет в преступника, и останется таковым.
Если личности с рождения свойственна жадность в непомерной степени, то
человек превратится в лицо, промышляющее воровством, живущее за чужой
счет и так далее.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.