Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Здесь мы недостаточно подчеркнули тот
факт, что определенная дифференциация личных и социальных факторов в их функции
задания вещей, переживаемых в опыте, сейчас является одним из элементов техники
контроля за данностью объектов в опыте; подкрепленная дальнейшими успехами
психологии поведения, она будет неуклонно становиться все более важной. Прежний
набор оснований для огульного скептицизма, а именно—мечты, иллюзии, галлюцинации,
следствия органических недостатков и предрассудков местного значения, в
сегодняшней практике служит позитивным ресурсом для лучшей организации опыта.
Надеюсь, что все сказанное мной по крайней мере оправдывает заголовок,
который я дал этой статье. Современная философия действительно «субъективна»
настолько, насколько античная таковой не была.
В своей озабоченности тем, что может быть дано в опыте независимо от
того, было ли оно уже в нем дано, современная философия систематически
уделяла внимание проявлениям особых лично-общественных факторов. Но и
«объективна» современная философия тоже, безусловно, в том смысле, в каком
античная не была таковой. Невозможно постичь проблемы, над которыми билась
новая философия, если не признать этот факт со всеми его последствиями.
Колоссальный недостаток современной философии состоит в том, что эти
проблемы обрели форму лишь в связи с тем, что она проти
374
вопоставила друг другу два комплекса условий. Чтобы полностью осознать
значение данного факта, следует вести речь о том, что в современной действительности
реализуется известное наследство прежней философии, которая
родилась в другой культурной ситуации и отразила ее в себе. Современной
в плодотворном смысле этого слова философия станет только в том
случае, если она посмотрит на интересующий ее «объективизм-субъективизм
» как на один из возможных вариантов взаимодействия между двумя
различными комплексами условий, вследствие чего и знание о них в их отличии
друг от друга потребуется нам для того, чтобы мы могли осмысленно
управлять этим взаимодействием. Без подобного знания интеллект неизбежно
сведется к приемам механических перестановок и комбинаций вещей, которые
даныв опыте, а человечеству в ожидании чего-то нового в жизни придется
полагаться на случай. Горькая правда такова, что человечеству по-прежнему
далеко до реализации своих сил, которые зависят от умения выделять
одни известные условия опыта как физические, а другие — как социально-
психологические. Это факт, указывающий на особую ответственность
сегодняшней философии.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.