Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Основополагающая
проблема нескольких последних веков заключается в том,
можетлиикакимобразомнаучныйметод, тоестьметодинтеллектавэкспериментальном
действии, обеспечить нам подобие авторитета, который в
предыдущих столетиях люди искали в незыблемых догмах. Конфликт науки
и религии является одной из вариаций такого противостояния.
Действительно, человеческая история в основном есть история слепой
борьбы людского племени за удовлетворение своей потребности в авторитетном
начале, придающем направленность течению нашей жизни. Это историямест,
вкоторыхлюдиусматривали обительавторитета. Это былаименно
слепая борьба, потому что люди не ведали, за чем шли, и, как следствие,
ухватывались за все, что в силу исторической случайности и социальных
условий ставилось в положение руководящего фактора. Поэтому наша история
—это история повторяющихся разочарований и калейдоскопической
смены предметов веры. До подъема научного метода в буре всех этих изме
256
нений отличался постоянством только тот факт, что место авторитету всегда
отводилось вне непрерывных и плодотворных исследований пытливого разума,
в некоем институциональном образовании, из которого, как предполагалось,
исходили все неоспоримые принципы и законы. На самой заре
развития научной методологии люди, посвятившие себя исследованию и экспериментированию,
еще не вполне осознавали всю важность своих занятий.
В основном ими двигала жадная любознательность и нетерпимость к
невежеству и заблуждениям, с которыми они сталкивались повсеместно. Но
если мы будем помнить о том факте, что их усилия в конечном счете привели
к изменению сферы авторитета, то картина битв, происходивших в каждой
области представлений начиная с XVII века, покажется нам не столь
ошеломительной. Вероятно, главным основанием для удивления остается
то обстоятельство, что данная борьба не была еще более жестокой и что
наука, как известно, одержала в этих битвах так много побед.
Описание м-ром Расселом конфликтов в области астрономии, биологии,
медицине и психологии производит крайне удручающее впечатление, но
надо учитывать, что подобные акценты продиктованы глубиной и масштабом
всей исследуемой проблемы. Ведь большей частью это хроника глупостей,
которые в свете современных познаний кажутся невероятными, и
бесконечных свидетельств нашего неумения извлекать уроки из прошлых
поражений, перенося конфликт из одной области в другую. Но если рассматривать
ее как хронику постепенного отдаления человеческого интеллекта
от стадии звероподобия, на которой преобладали чувственные фантазии
и грубая сила, то данное повествование скорее ободрит нас, нежели
подействует подавляюще.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.