Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Нет такой вещи,
как свобода вообще; нет свободы, что называется, как целого. Если мы хотим
оценить, каковы условия свободы в некое данное время, то нам следует
рассмотреть, что в это время могут делать индивиды и что они делать не
могут. Как только мы начнем исследовать этот вопрос, вооружившись критерием
эффективного действия, для нас станет очевидным, что требование
свободы есть требование силы, состоящей либо во власти над всеми факторами
действия, либо в сохранении и экспансии силы, которая требующим
уже свойственна. То, что заправляющие и кормящиеся благами наличной
экономической системы так суетятся сегодня во имя свободы, мгновенно
окажется объяснимым, стоит только узреть в этой суете их желание сохранить
ту силу, которой они уже обладают. Поскольку именно существующая
система придает им такую силу, то свобода тем самым неизбежно отождествляется
ими со сроком жизни данной системы. Переведите нынешний гвалт
вокруг свободы на язык борьбы за удержание сил, уже принадлежащих комуто,
и вы получите ее значение.
Во-вторых, обладание эффективной силой всегда является следствием
принятого в данное время распределения силы. Прояснить то, что я имею в
виду, поможет аналогия с физическим миром. Вода бежит по склону, и электрический
ток течет благодаря разности потенциалов. Если поверхность
земли плоская, то вода стоит. Если речь идет об уровне океана, то здесь мы
имеем стремительную волну -это уже благодаря действию иной силы, а
именно силы ветра, в конечном итоге связанной с различием температур в
разных частях атмосферы. В природной среде нет такого феномена, как про
212
213
явление энергии или деятельной силы каким-то одним объектом вне связи с
энергиями других объектов. Нет такого явления, как свобода действенной
силы индивидуума, группы или класса, не соотносимая со степенями свобо
ды и действенной силы других индивидуумов, групп и классов.
Из потребности какой-то конкретной группы в сохранении уже имею
щейся силы, таким образом, следует, что другие индивиды и группы долж-ны
и далее владеть только теми способностями к деятельности и участками
таковой, которыми уже владеют они. Требование же прироста силы в какой-то
единственной области означает, что грядут перемены в распределении сил
и где-нибудь ее соответственно станет меньше. Обсуждать или изме-рять
свободу одной личности или группы так, чтобы при этом не вставал вопрос
о ее влиянии на свободу других, можно с не большим успехом, чем пытаться
измерить энергию основного потока воды в его верхней части, не замерив
разность потенциалов.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.