Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Серьезная философская реконструкция представляет собой попытку
задать прогрессивным факторам и результатам познания путь, свободный
от ненужных им наследственных влияний. В ее контексте разум должен
рассматриваться не как творец первой формы и последняя причина вещей,
а как целеустремленный и энергичный преобразователь тех сторон
природы и жизни, которые препятствуют социальному благоденствию. Она
возвышает личность, но не в качестве преувеличенно самоценного Эго, творящего
мир каким-то мистическим способом, а как ответственную силу, посредством
инициативы, изобретательности и разумно управляемого труда
изменяющую мир и превращающую его в орудие и объект интеллекта.
Таким образом, длинная цепь идей, порожденных бэконовским утверждением
«Знание—сила», в то время не удостоилась свободного и прямого
выражения. Все они безнадежно переплелись с принципами и предубеждениями,
воплощенными в общественной, политической и научной традиции,
абсолютно с этими идеями несовместной. Неясность и замешательство современной
философии являются следствием подобной попытки объедине
48
ния двух вещей, которые, возможно, просто несоединимы — ни с логической,
ни с моральной точки зрения. Поэтому на данном этапе философская
реконструкция должна быть направлена на устранение этой путаницы, с тем
чтобы замыслы Бэкона смогли наконец проявиться свободно и беспрепятственно.
В следующих лекциях мы рассмотрим, как надлежащая реконструкция
повлияет на определенные классические философские антитезы,
например антитезы «опыт и разум», «реальное и идеальное». Но сначала мы
должны проанализировать, какой преобразовательный эффект оказали на
философиюизменениявконцепцииприроды,живогоинеодушевленногоизменения,
которымимыобязанынаучномупрогрессу.
Глава III
НАУЧНЫЙ ФАКТОР
В РЕКОНСТРУКЦИИ ФИЛОСОФИИ
Философия начинается с некоторого глубокомысленного и расплывчатого
способа реакции на те проблемы, которые ставятся перед нами жизнью,
но развивается она, только овладевая материалом, придающим ее практическому
ответу осознанность, выразительность и способность к распространению
в массах. Параллельно с экономическими, политическими и религиозными
изменениями, упомянутыми в нашей предыдущей лекции, совершалась
научная революция -огромная по масштабу и не оставлявшая
без изменений почти ни одного фрагмента верований о природе, физической
и человеческой. Частично эта научная трансформация была непосредственно
вызвана переменами в практическом мировоззрении и темпераменте
ученых.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.