Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Он говорит, что она означает «ощутимый недостаток знания»,
"отсутствие определенных характеристик, подлежащих возможному определению
средствами дальнейшего исследования". На его убежденность в исключительно
негативном характере неопределенного в данном контексте указывает приведенная
им цитата из Джемса о toto сое1о1 различии между чувством отсутствия и
1 очень резкий (лат.).
379
отсутствием чувства*. Это воззрение также подразумевается в его трактовке
неопределенности исходной ситуации как «практической» и «операциональной
». В данном вопросе взгляды Маккея вновь не дают читателю возможность
судить, считает ли он свою трактовку «самоочевидной», продиктованной
самой сутью вопроса, или же это, по его мнению, логически необходимое
следствие из моей теории. Если это результат его собственных рассуждений,
то в их рамках подобная трактовка естьipsedixit1. Если же он это
соответственно связывает с моими рассуждениями, то я могу только сказать,
что утверждение о негативном или позитивном характере исходной ситуации
переворачивает мою позицию с ног на голову. По моим представлениям,
место этой ситуации — внутри всего процесса, и оно позитивное, и
только благодаря такому характеру она стимулирует и направляет исследование,
состоящее в попытке вызвать экзистенциальное преобразование данной
ситуации в возможную определенную. Сказанное о «ситуации» в полной
мере справедливо в отношении ситуации, качественно неопределенной.
«Ситуация есть целое благодаря ее непосредственно всеобъемлющему качеству
(...) Всеобъемлющее качество еще и уникально; оно делает всякую
ситуацию индивидуальной ситуацией, неразделимой и неповторимой... В
отсутствие его обусловливающей роли было бы невозможно определить,
насколько уместны, весомы или последовательны любые означенные дистинкции
или отношения»2.«Обусловливающееприсутствие»уникальновсеобъемлющего
неопределенного качества ситуации создает именно то направление,
на отсутствие которого указывают критические положения м-ра Маккея
и которое, конечно, и впрямь отсутствует, если рассматриваемая неопределенность
есть не более чем недостаток или отсутствие, не более чем лишенность.
Если, однако, мистер Маккей убежден, что исходная ситуация
является неопределенной исключительно в негативном смысле, то это именно
он должен придерживаться того воззрения, согласно которому полное незнание,
если мы его ощущаем, способно стимулировать плодотворное исследование.
Именно отрицание мной подобного взгляда и моя убежденность
в том, что одна лишь внутренняя, позитивная неопределенность уникального
свойства способна вызвать к жизни исследование, и дает мне основания
утверждать, что если понятия «сомневаться» и «сомнения» не служат выражениями
изначальной сугубо экзистенциальной неопределенности, то тогда
они означают нечто патологическое—хотя бы потому, что в этом случае
за ними скрывается что-то от придирчивости, каприза и произвола.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.