Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Отныне мы склонны считать, что индивидуальность полностью зависит
от государства, вместо того чтобы основывать все свои действия на уверенности,
что мы в состоянии обратить государство с его конституцией, законами
и властными структурами в средство своего продвижения к целям
сообщества свободных личностей.
Доктор Марш писал о периоде первых переселенцев в истории Америки,
будучи стопроцентным, хотя и не столь заинтересованным его очевидцем,
как мы сегодня. Истинный индивидуализм той эпохи померк, ибо его
неправильно поняли. Сегодня его часто толкуют в том духе, что это была
эйфория личности, свободной от социальных отношений и обязанностей.
Марш всякий раз воспроизводит подлинную атмосферу прошлого индивидуализма,
когда говорит, и говорит постоянно, о сообществе индивидов. Сущность
нашего прежнего, первопроходческого, индивидуализма была не асоциальной,
и уж тем более не антиобщественной; она вовсе не предполагала
какого-то безразличия к притязаниям общества. Ее действующим идеалом
являлись добрососедство и взаимная помощь. Она не отрицала необходи
415
мости правления и закона, но удерживала их в подчинении нуждам изменчивого
и развивающегося сообщества индивидуумов. Общественные отношения
позволяли индивиду достичь более полного проявления собственных
сил, а такое развитие в свою очередь было фактором преобразования
организованного и узаконенного гражданского и общественного порядка, в
результате которого как можно больше индивидов смогли бы принять истинное
участие в самоуправлении и саморазвитии общества, или, короче
говоря, как можно больше индивидов могли бы распоряжаться той самой
свободой, на которую имеют врожденное право. Девальвация раннего, первопроходческого
американского индивидуализма представляет собою не что
иное, как негативное последствие нашей измены национальной идее подчинения
государства и власти социальной коммуне и тяготения к традиционной
европейской идее государства как цели в себе. Если мне дозволено выразить
личное мнение, то я вам вот что скажу: никогда не перестану испытывать
благодарность за то, что родился в то время и в том месте, когда и где
еще отчетливо доминировали идеи свободы и самоуправляющегося сообщества
граждан, вследствие чего мне посчастливилось бессознательно впитать
в себя все существо их здравого смысла. В Вермонте—возможно, еще
более, чем где бы то ни было, — в народе прочно закрепилось убеждение в
том, что правительства похожи на дома, которые мы населяем: дома служат
нашему благополучию, и те, кто живет в них, вольны сменять один дом на
другой, расширять свое жилище, если таких преобразований и перемен требуют
растущие потребности человеческого семейства.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.