Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
172
4. Демократия и организация образовательного процесса
Мой личный опыт управления в образовательной сфере весьма неве-лик*. И я
не должен был бы брать на себя смелость и обращаться к целому корпусу этих
многоопытных и постоянно работающих в школе организато-ров с советами по
управлению школьными делами. Но предложенная мне тема статьи касается
взаимоотношений школьной власти с демократически-ми идеалами и методами, а
также вообще вопроса об отношении образовав ния к демократии, над которым я
изрядно размышлял в течение многих лет. Статья была задумана так, чтобы
осветить особую сторону этого общего предмета. Поэтому я начну с нескольких
суждений по широкой проблеме демократических целей и методов. Многое из того,
что я скажу по этому поводу, естественно, будет старо и хорошо известно. Однако
мне кажется необходимым воспроизвести некоторые старые идеи, чтобы, исследуя
наш особый предмет, мы могли руководствоваться каким-то критерием.
Прежде всего, стоит отметить, что смысл демократии гораздо шире узкой
политической формы, или способа реализации власти, законотворчества
и процедурной организации управления, опирающегося на всеобщее
избирательное право и выборность должностей. Хотя и это, конечно, демократия.
Но в целом она есть нечто более широкое и глубокое, чем все
перечисленное. Политические, организационные стороны демократии —
это лишь лучшие из когда-либо открытых средств для осуществления целей,
составляющих широкую сферу человеческих взаимоотношений и развития
человеческой личности. Мы нередко говорим, впрочем подчас и не
одобряя того, что стоит за этими словами, что демократия есть образ жизни
и общества, и личности. Ключевое значение демократии как образа жизни,
на мой взгляд, можно определить следующим образом: это потребность
каждого зрелого человеческого существа участвовать в создании ценностей,
регулирующих его совместную с другимижизнь,чтонеобходимо
для общего социального благополучия, и для полноценного развития людей
как индивидуальностей. Всеобщее избирательное право, периодичность
выборов,ответственность носителейполитическойвласти передизбравшим их
народомидругиечертыдемократическогоправленияявляются общепризнанными
способами осуществления демократии как подлинно человеческого жизненного
пути. Они не представляют собой окончательную цель и абсолютную
ценность. О них следует судить по тому, как они работают на цель. Возносить
инструменты на высоту обслуживаемой ими цели есть своего рода идолопоклонство.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.