Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Но такая интерпретация зависимости—строго функциональная.
Вместо того чтобы сначала изолировать объект познания или суждения, а
затем объявить, что он, такой изолированный, является эталоном «реальности
» для других вещей, она связывает научный объект и генетически, и
функционально с другими вещами, не ставя на них при этом оскорбительную
печать реальности меньшего достоинства.
(4) Это соображение ведет меня к четвертому моменту в статье Хокинга,
который я сейчас и прокомментирую. Да, я действительно настаивал на
преемственности исследования во времени, а тем самым и на зависимости
его выводов, полученных в конкретный период, от методов и результатов
предыдущих исследований и на их открытости изменениям, которые могут
произойти с ними в исследованиях будущих. Но насколько я способен чтолибо
понимать, представление о том, будто подобный взгляд неопределенно
отсрочивает нашу возможность обладать и наслаждаться неизменными
объектами до окончания бесконечного прогресса, вытекает скорее из позиции
Хокинга, чем из моей. Ведь если бы это я полагал, что мышление есть
единственно правомочный подход к «реальности» и что она представляет
собой содержание правильного суждения, то горе было бы мне, так как вследствие
подобной точки зрения на реальность оказалась бы под вопросом
ценность всех моих сегодняшних выводов.
Но именно в числе перспектив своей собственной точки зрения я не
вижу никакого сомнения в ценности сегодняшних результатов, поскольку
вместо изоляции материала познания в ней утверждается непрерывность
его взаимодействия с элементами других форм опыта, а также необходимость
судить о ценности первого (как «реальности») на основании того, какое
направляющее воздействие он оказывает на элементы непознавательно
285
284
го опыта и в какой степени способствует обогащению их смысла. Даже если
мы возьмем интересы только познания, то будем вынуждены признать: исследование
приводит к такому накоплению подтверждаемых и стабильных
идей, что возможность их изменения в будущем обеспечивает им своего рода
добавочную стоимость, подобно тому как в других аспектах жизни те накопления,
благодаря которым перед нами открываются новые перспективы и
новые возможности, ценятся выше именно в силу соответствующих перспектив
и возможностей, а отнюдь не обесцениваются из-за них. Но есть еще
кое-что, даже более важное: исходя из идеи непрерывного взаимодействия
элементов различных типов опыта, окончательной проверкой на ценность
«содержаний суждения», которые получены в конкретный момент, оказывается
не их отношение к содержанию какого-то окончательного суждения,
достигаемого в конце бесконечного прогресса, а то, что совершается в
нашем живом настоящем, то, что придает обогащенные смыслы вещам и
повышает степень нашей власти над ними.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.