Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Но наши хаос и анархия при нас. И малейшая заминка в
реакции на ситуацию посредством применения терпеливого и опытного метода
исследования будет способствовать усилению опоры людей на какуюлибо
форму внешнего, догматического авторитета, могущего создать из хаоса
иллюзию порядка. Манера устраивать войну и называть ее миром не
отошла в прошлое с эпохой Тацита*. Она просто приняла новые формы.
Среди нас уже встречаются группы «интеллектуалов», вынашивающие идеологию
внешнего авторитета и готовые стать официальными философами
соответствующего движения.
Ведь данный вопрос из числа тех, которые касаются философии не меньше,
чем науки. И в этом пункте я, к сожалению, вынужден лишь частично
согласиться с м-ром Расселом. Наиболее несомненным философским значением
обладают те места в тексте м-ра Рассела, которые мы находим в главах
о душе и теле, космической цели и науке и этике. Мои расхождения с Рассе
260 261
лом не относятся к выводам, сделанным им по поводу традиционных концепций
религии; они связаны с философскими концепциями, развиваемыми
в его рассуждениях. Наш очерк не предполагает отведения времени и
места для экскурса в философию восприятия и философию ценности, да я
бы и сам не счел нужным углубляться в этот вопрос, если бы он не показался
мне близким к той главной теме, которая вызывает столь серьезный и
вполне законный интерес м-ра Рассела.
В центре этой темы — вопрос о «приватности» восприятия и опыта в
целом, а также «субъективного» характера ценности*, то есть две идеи, которые
тесно взаимосвязаны. М-р Рассел убежден, что «видение», восприятие
вообще есть процесс частный и что «опыт всякой личности является
частным опытом этой личности». Нет таких двух человек, которые бы видели,
помнили и переживали совершенно одно и то же; и поскольку физическая
наука образуется выводами из воспринимаемого и вспоминаемого, (сданные
физики, если в них разобраться поглубже, обладают того же рода приватностью,
что и данные психологии», причем тут же добавляется, что данные
психологии могут иметь ту же степень «своего рода публичности», которая
свойственна физике. М-р Рассел объясняет это тем, что когда мы говорим:
«мы видим объект»—допустим, солнце,—то этот объект есть только
отдаленная причина восприятия, а то, что мы воспринимаем, зависит еще от
стоящего между ним и нами посредника, а также от определенных процессов
в нашем теле, особенно в мозгу. Я не в состоянии понять, какое это имеет
отношение к приватности восприятия или его «психическому» характеру.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.