Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Во-вторых, это постепенное
46
падение авторитета незыблемых институтов, классовых различий и связей
и растущая вера людей в могущество индивидуального сознания, вооруженного
методами наблюдения, эксперимента и рефлексии на пути к истинам,
которыминеобходимо вооружатьсявжизни. Приемы ирезультатыестественного
исследования отвоевали престиж и власть у принципов, внушаемыхвысоким
авторитетом.
Затем для оценки принципов и дорогих сердцу истин стали все чаще
применяться такие критерии, как их происхождение из опыта и их счастливые
и трагические последствия для опыта, и все реже такие, как возвышенная
укорененность этих истин в чем-то выходящем за рамки повседневного
опыта или независимость от опытных результатов. Теперь этого уже недостаточно,
чтобы считать принцип высоким, благородным, универсальным и
освященным временем. Он должен предъявить нам свое свидетельство о
рождении, показать, в каких, собственно, обстоятельствах человеческого опыта
он появился на свет, и подкрепить себя своими воплощениями, нынешними
и возможными. Таково глубинное значение сегодняшних апелляций к
опыту как абсолютному критерию ценности и весомости знания. В-третьих,
колоссальный резерв несет в себе идея прогресса. Будущее владеет воображением
в большей степени, нежели прошлое. Золотой век нам еще предстоит,
он не остался позади. Всюду манят, взывают к нашей отваге и предприимчивости
новые возможности. Великие французские мыслители XVIII века
подхватили эту идею Бэкона и развили ее в учение о бесконечной способности
земных людей к совершенствованию. Человек—могучее существо,
он только должен проявлять смелость, разумность и предприимчивость,
необходимые в строительстве его судьбы. Физический мир не воздвигает
для него каких-либо непреодолимых барьеров. На четвертом месте стоит
терпеливое экспериментальное познание природы, приводящее к изобретениям,
посредством которых мы получаем возможность управлять природой
и обращать ее силы на пользу социуму,—такое познание есть метод, при
помощи которого осуществляется прогресс. Знание — это сила, а чтобы
добыть знание, мысль должна брать уроки у природы, постигая процессы ее
изменений.
Вряд ли я смогу найти лучший способ закончить эту лекцию, как и
предыдущую, если просто напомню о новых обязанностях, возлагаемых на
философию, и новых возможностях, открытых для нее. В целом до сего дня
величайшим следствием этой новизны была замена Идеализма, основанного
на метафизике классической древности, на Идеализм, основанный на
гносеологии, или теории познания.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.