Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Основным мотивом любого подобного выступления служили протестантские
принципы.
Второе мощное веяние, принявшее участие в рождении либерализма,
брало начало в тех стимулах производства и торговли, которые были связа
ны с применением пара в сфере промышленности. Великим интеллектуаль
ным лидером этого движения являлся Адам Смит**. Его теориям на практи
ке вторили стремления фабрикантов и торговцев избавиться от гнета огром
ного количества законов и норм, которые ограничивали свободу передвиже
нии работников, ставили рыночные цены в зависимость от официально фик
сированных и препятствовали свободе товарообмена, в особенности на меж
дународном рынке.
225
Вся эта масса ограничений, грозивших задавить на корню новую, еще
незрелую индустрию, досталась ей по наследству от аграрного феодализма
и сохранялась в силе постольку, поскольку еще по-прежнему были сильны
интересы землевладения. Так как условия сдерживания и подавления зак
реплялись законом, а закон выражал стремление властей контролировать
человеческие действия, то власть была истолкована как главный противник
свободы; регламентация производства, созданного людьми для удовлетво
рения их потребностей, стала рассматриваться как основная причина того,
что прогресс общества все задерживается и царство мира и гармонии инте
ресов все никак не наступит.
Считалось, что свобода производства неизбежно вызовет максимальную
активизацию сил человека и автоматически откроет для его способностей
такие каналы, посредством которых, наилучшим образом вознаграждая
самого индивида, эти способности будут приносить еще и наибольшую
пользу обществу. Что же касается свободы товарообмена, то она создаст взаимозависимость,
автоматически приводящую к гармонии интересов. Негативный
аспект доктрины, ее оппозиционность по отношению к действиям
власти в области торговли и производства, полным цветом расцвели в принципе
laissez-faire, согласно которому власть должна устраниться от влияния
на частные интересы производителя и торговца, а от последних, наоборот,
требуется максимум свободного действия в реализации таковых.
Данная историческая сводка имеет не только историческое значение. Без
нее безуспешна любая попытка понять, что представляет собою либерализм
как социальное и политическое движение, ибо, хотя два течения соединились
в нем, они так и не стали чем-то единым.
Несмотря на то что гуманистическое движение наиболее активно проявилось
в сфере усилий личных и добровольных, оно было далеко от того,
чтобы в осуществлении намеченных в его рамках реформ пренебречь возможностями
властных инстанций.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.