Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
С развитием подобного общезначимого знания возникает и известная упорядоченность
поведения. Его особые проявления сплавляются в нечто единое,
и в итоге складывается такой способ действия, каждый элемент которого
носит общий характер. Развиваются навыки, которые демонстрируют нам
художник, сапожник, плотник, гимнаст, врач, то есть все те, кто владеет формальным
способом справляться с какой-то ситуацией. Эта формальность,
разумеется, символизирует то, что особый случай рассматривается не как
изолированная частность, а как элемент рода и поэтому для него требуется и
Действие определенного рода. На множестве встреченных в его практике
отдельных заболеваний врач, привыкая классифицировать их как нарушения
пищеварения, тем самым научается трактовать особые случаи класса в
общей или общепринятой манере. У него формируется порядок рекомендаций
по тем или иным диетам и предписаний по тем или иным лекарствам.
Все это составляет то, что мы называем собственным опытом. Как видно из
примера, его итогом становится определенная привычная интуиция и определенная
систематическая способность действия.
63
62
Но нет нужды настаивать на том, что обобщенность и организованность
ограниченны ичреватыошибками.Они,какэтолюбилподчеркиватьАристотель,
имеют силу обычно, в большинстве случаев, как правило, но их сила
не является универсальной, необходимой или подобной принципу. Врач обречен
на совершение ошибок, поскольку индивидуальные случаи обречены
на бесчисленное разнообразие -такова, собственно, их природа. Конкретный
ложный опыт не представляет собой трудности, так как его можно исправить
и получить какой-то лучший опыт. Опыт ущербен сам по себе, как
таковой, поэтому его ошибочность неизбежна и неисцелима. Универсальность
и определенность существуют в единственной сфере -над опытом, в
сфере разумного и понятийного. Подобно тому как особенное вымостило
собою дорогу к образу действия и привычке, всеобщее и определенное могли
бы стать каменным мостиком, ведущим к концептам и принципам. Но
последние оставляют опыт позади и не соприкасаются с ним; их не беспокоит
необходимость его исправления. Таково безнадежно устарелое понятие
о противоположности «эмпирического» и «рационального», когда мы, например,
говорим,чтототилиинойархитекториливрачдействует какопытный
человек, но не как ученый. Но на отличие современного понятия опыта
от классического все-таки указывает тот факт, что сегодня вышеприведенное
высказывание звучит как обвинение, унизительный упрек, брошенный
конкретному архитектору либо врачу.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.