Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Эстетическая восприимчивость и наслаждение
являются существенной составляющей всякого достойного рода
счастья. Но эстетическая удовлетворенность, абсолютно не связанная с духовным
обновлением, с творческой перестройкой мышления и очищением
эмоций, есть нечто слабое и болезненное, обреченное на скорую смерть от
истощения. Тот факт, что обновление и перестройка происходят неосознанно,
а не по заданной программе, делает их лишь более истинными.
В целом именно утилитаризм обозначил лучший способ перехода от
классической теории целей и благ к той, которая больше соответствует нашему
времени. Утилитаризм имел определенные заслуги. Он настаивал на
отказе от туманных обобщений и возврате к особенному и конкретному. Он
поставил закон в зависимость от человеческих свершений, а не человечество
в зависимость от внешнего закона. Он учил, что институты созданы
для человека, а не человек для институтов; он активно подготавливал все
аспекты реформы. Он сделал нравственное благо естественным, гуманным,
сопряженным с естественными благами жизни. Он выступил против всякой
неземной и прочей глобальной морали. Более того, благодаря ему в нашем
воображении прижилась идея о социальном благополучии как высшем универсальном
критерии. Однако в основных своих пунктах он еще находился
под колоссальным влиянием старых стилей мышления. Он никогда не ставил
под вопрос идею неизменной, окончательной и высшей цели и только
сомневался в верности текущих представлений о ней. В конце концов он
протащил на позиции незыблемой цели удовольствие и полнейшую из возможных
совокупностей такового.
В свете такой точки зрения конкретные виды деятельности и специальные
интересы трактуются как значимые сами по себе либо как компоненты
счастья, но в любом случае как средства достижения отнюдь не в них самих
заключенного удовольствия. Приверженцы старой традиции могли, таким
образом, запросто обвинить утилитаризм в превращении не только добродетели,
но и искусства, поэзии, религии и самого государства во всего лишь
вспомогательные средства для испытания чувственных удовольствий. Удовольствие
признавалось итогом, результатом, ценным само по себе, независимо
от активных процессов, которые приводят к нему; счастье было обладанием,
успокоением на достигнутом. Приобретательские инстинкты человека
преувеличивались к ущербу для творческих. Производство становилось
важным не в силу собственной ценности изобретения нового и преобразования
мира, а в силу объективных результатов, дающих пищу для удовольствия.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.