Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Возможно, они не заходили так далеко, как Гегель,
и не думали, что единственный смысл истории состоит в эволюции
национальных территориальных государств, каждое из которых воплощает
в себе нечто большее, чем просто первичную форму существенного значения
или понятия государства вообще, шаг за шагом вытесняя ее в себе
более совершенными формами до тех пор, пока нам не будет явлен триумф
исторической эволюции, Прусское государство. Но ни у кого из них не вызывали
сомнения уникальные и верховные позиции государства в общественной
иерархии. Как и следовало ожидать, данная концепция окаменела и
превратилась в незыблемую догму под названием «суверенное государ-ство»
Не может быть никакого сомнения в той грандиозно важной роли, которую
исполняет сегодня территориальное национальное государство. Образование
подобных государств явилось центральным событием новейшей
политической истории. Народы Франции, Великобритании, Испании первыми
обрели государственные организации национального характера, но в
XIX веке их примеру последовали Япония, Германия и Италия, не говоря
уже об огромном количестве меньших государств -Греции, Сербии, Болгарии
и т. д. Как известно, одной из самых значимых фаз последней мировой
войны была борьба за окончание национального самоопределения, результатом
которой явилось образование таких независимых государств, как Богемия,
Польша и прочие, а также вступление Армении, Палестины и других
в ранг претендентов на данный статус.
Борьба за приоритет государства над всеми иными формами организа-ции
одновременно была борьбой против единиц меньшего значения—про
1Понятие(нем.)
126
винций, княжеств, против распределения власти между феодальными лордами
в некоторых странах против претензий церковного руководства. «Государство
» представляет собой яркую кульминацию великого движения к
социальному единству и солидарности, происходящего на протяжении нескольких
последних веков и получившего небывалое ускорение благодаря
концентрации и сочетанию энергий пара и электричества. Естественно, что
внимание студентов, изучающих политические науки, неизбежно было поглощено
этим величайшим историческим феноменом, и вся их интеллектуальная
деятельность направлялась на формулировку системных положений
о нем. Ввиду того что смысл нового прогрессивного движения состоял в
учреждении объединенного государства в противовес инертным мелким социальным
единицам и в пику амбициям борцов за власть, политическая теория
выработала догму о суверенитете национального государства, суверенитете
внешнем и внутреннем.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.