Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
И пусть
люди, борющиеся за то, чтобы на смену современной экономической системе
пришла система сотрудничества, также помнят, что, отстаивая систему
новых ограничений и способов контроля, они тем самым отстаивают и более
справедливое и равноправное соотношение сил, которое укрепит и умножит
число эффективных свобод для массы индивидуумов. Им не стоит
беспокоиться, что они поддерживают идею общественного контроля в ущерб
идее свободы, ибо то, чего они добиваются, есть совсем иной метод общественного
контроля, нежели существующий, -это есть метод, от которого у
человека станет больше самых важных для него свобод.
Нелепо предполагать, будто сегодня у нас общественного контроля нет.
Беда в том, что он осуществляется лишь малочисленной кастой людей, наделенных
экономической мощью, за счет свобод большинства и ценой нарастающего
беспорядка, кульминацией которого явился хаос войны, отождествляемый
поборниками свобод господствующего класса с подлинной
дисциплиной.
II
Одна школа социальной мысли постоянно настаивает на столь полной
несовместимости свободы и равенства*, что либерализм представляется ее
сторонникам нереализуемой социальной философией. Их аргумент звучит
следующим образом: если избрать свободу в качестве основного социального
и политического ориентира, то природное разнообразие и неравенство
врожденных человеческих задатков неизбежно приведет к возникновению
социального неравноправия. Согласно этому аргументу выходит, что нельзя
отпустить на волю природные способности и не получить такой неотвратимый
результат, как отчетливое неравенство культурного, экономического и
политического статуса людей. С другой стороны, продолжают они доказывать,
если целью провозгласить равенство, то придется наложить существенные
ограничения на проявления свободы. Несовместимость свободы
и равенства, заявляют они, есть тот камень, о который либерализм обречен
разбиться. Именно поэтому на честь быть последовательной школой либерализма
претендует лишь та школа, в которой он отождествляется с laissez-faire
и которая готова примириться с любой степенью реального общественного
неравенства, если только оно является следствием свободного проявления
природных способностей.
Изначально идеал демократии объединял равенство и свободу как идеалы
соотносительные**, затем в девизе Французской революции к ним было
215
добавлено братство как третье понятие того же порядка. Таким образом и
актуально, и исторически реализация демократического идеала обусловлена
тем, какое сочетание равенства и свободы сложилось в общественной
практике и общественных институтах.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.