Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
До какой же степени мы позволяем символу подменить собой действительность?
Насколько успешно наши граждане, законодатели и педагога
умудряются тешить свою совесть, полагая, что идея подлинного патриотизма
поселяется в этих детишках уже только потому, что они произносят
слова своей клятвы? Знают ли они, что такое верность и преданность? И что
они подразумевают под неделимой нацией, если наша нация такова, что ее
до сих пор мало-помалу разрывают на части фракционная борьба и классовая
рознь? Неделимая ли это нация и служит ли зачитывание текста школьной
присяги гарантией того, что неделимая нация существует?
То же самое я могу сказать о свободе и справедливости. Что мы делаем
Для того, чтобы эти великие идеи—свободы и справедливости—переста
ли быть элементами формального и чопорного жаргона и воплотились в ре
альность, ждущую понимания, интуиции и истинной лояльности мальчиков
и девочек в наших школах?
Мы говорим, что нам противен — и это весьма понятно — тот раздутый,
односторонний национализм, который нам навязывают под именем
верности родине, но, пока наши школы сами для себя не определят, что такое
народнический дух и праведное гражданство и как они проявляются в
Различных аспектах жизни, молодежь не сможет нести бремя огромной ответственности;
возлагаемой на нее.
163
Мы резонно, и также вполне справедливо, порицаем тот факт, что стабильность
всех этих европейских авторитарных государств держится на применении
силы. Но что мы предпринимаем для распространения идеи о при
оритете разума, понимания, доброй воли и взаимной симпатии над силой? Я
знаю, наши государственные школы свою в основном добрую репутацию
завоевали всем тем, что они сделали для ликвидации классовой розни, для
усиления нашего чувства человечности и принадлежности к единой семье;
но мне не верится, что мы уже совершили все возможное и все необходимое
для победы над заурядным снобизмом и предрассудками, которые противопоставляют
людей друг другу, и что наши школы уже сделали все, что могут
и что должны сделать в этом направлении.
И когда дело доходит до применения силы как метода решения социальных
проблем, нам, к несчастью, остается только наблюдать, как это происходит
на внутренней или международной арене. Очевидно, что в условиях
современного мира существует огромное и все растущее множество людей,
которые полагают, что единственный путь укрепить свою безопасность
—это наращивать национальную армию и флот и поддерживать промышленность
в состоянии готовности к переходу на производство вооружений.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.