Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
У них есть классные организации, организации по единому предмету и
общие организации—города, штата, страны. Если и имеется в этом какаято
недостаточность, то уж никак не в числе и разнообразии организаций.
Но они существуют для определенных целей, а не для самих себя. Недостаток
надлежащей организации проявляется в отсутствии соответствующих
целей и работы ради этих целей.
Одни из имеющихся ассоциаций служат для объединения учителей, для
их знакомства друг с другом и культивирования профессионального духа.
Конечно, так или иначе, все ассоциации служат данной цели. Цель эта хороша
и никто против нее возражать не станет. Другие ассоциации существуют,
чтобы стимулировать и устремлять своих членов к более глубокому изу
чению преподаваемого ими предмета; чтобы посредством обмена идей
совершенствовались их методы обучения. Никто не сомневается в ценности
подобных объединений до тех пор, пока они выполняют свою задачу и достаточно
свободны от поверхностной и формальной риторики или эксплуатации
со стороны тех, кто ищет известности и положения. В переломные
времена учительские союзы действовали весьма успешно, оказывая давление
на законодательные органы в вопросах гарантии жалований и сохранения
должностей. Ярким примером является кампания за равную оплату мужского
и женского труда, которая проводилась в нескольких штатах педагогами-
женщинами. В некоторых случаях учительские организации использовали
необщепринятые, эпатажные методы налогового обложения и сбора, и
их деятельность привела к реформам, в результате которых возросли годовые
доходы государственной системы образования.
Тем не менее организации, служащие подобным целям, не охватывают
все поле существующих проблем. Меньше всего мне хотелось бы ставить
под сомнение ценность объединений за профессиональное совершенствование,
за подъем экономического статуса учителей, проявляющийся в росте
заработков и гарантировании должностей, и за защиту от политиков, норовящих
использовать школы для трудоустройства своих приверженцев. Но
подобными целями не исчерпываются функции учительских организаций.
Они едва ли как-то связаны с отношением учителя к обществу. Союзы педагогов,
служащие их личным, непосредственно экономическим задачам, доказали
свою необходимость. Но когда их кампании проводятся обособленно
от действий других групп работников, будь то чиновники, рабочие цехов,
заводов или клерки в офисах, они имеют тенденцию порождать такую ответную
реакцию, которая оказывается неблагоприятной для самого процесса
образования.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.