Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Несомненно, что перед миром нет более существенного
вопроса, чем вопрос о возможности и способе примирения позиций
практической науки и созерцательного эстетического оценивания. В
отсутствие первой человек будет игрушкой и жертвой природных сил, которыми
он не сможет пользоваться и управлять. В отсутствие последнего человечество
рискует превратиться в расу экономических чудовищ, неустанно
предъявляющих требования природе и себе подобным, скучающих в часы
досуга либо способных тратить его только на то, чтобы доказывать друг
другу свое превосходство и предаваться чрезвычайно беспутным занятиям.
Подобно другим моральным вопросам, этот вопрос носит социальный
и даже политический характер. Западные народы раньше восточных пре
87
86
успели на поприще экспериментальной науки и применения ее для руко
водства природой. Мне кажется, не будет совершенно невероятным пред
положение о том, что в обычаях жизни последних воплотился их более со
зерцательный, эстетический и спекулятивно религиозный склад, в то время
как в обычаях первых -более научный, индустриальный и практический.
Это и другие различия, выросшие из него, составляют одно из препятствий
для налаживания взаимного понимания и один из источников взаимного не
понимания. Поэтому философия, которая делает серьезную попытку по
стичь эти симметричные склонности в их отношениях друг к другу и над
лежащем равновесии, вряд ли потерпит фиаско в своем стремлении научить
людей видеть обоюдную пользу в опыте тех и других народов и более эф
фективно взаимодействовать в решении задач плодотворной культуры.
Действительно, трудно поверить в то, что вопрос об отношении «реального
» и «идеального» когда-либо мог считаться проблемой, принадлежащей
исключительно сфере философии. Сам факт, что этот наиболее серьезный
из всех человеческих вопросов оказался в ведении философии, просто лишний
раз свидетельствует о том, к каким печальным последствиям приводит
понимание знания и интеллекта как чего-то самодостаточного. Никогда «реальное
» и «идеальное» не заявляли о себе с таким напором и шумом, как в
настоящее время. И никогда в мировой истории они не были столь далеки
друг от друга. Мировая война вершилась в чисто идеальных целях: ради
человечности, справедливости и равной свободы для сильных и слабых. И
велась она с использованием очень реальных плодов прикладной науки: детонирующей
взрывчатки, самолетов-бомбардировщиков и изощренных механизмов
блокады, разрушающих мир почти до руин, так что серьезные
люди уже задумываются о том, насколько вечны те отборные ценности, которые
мы вкладываем в понятие цивилизации.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.