Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Поскольку все науки,
возможно, за исключением математики, согласно этому взгляду имеют дело с
вещами временными, изменчивыми, случайными, тогда как философия стремится
к знанию всего вечного и внутренне необходимого, знанию столь первичному
и окончательному, что только оно одно может служить твердым основанием
для претензий на истинность, отстаиваемых низшими формами знания.
Для нас важен именно сам факт глубоких расхождений во взглядах философов,
а не вопрос о том, кто прав, кто виноват. Разлад в самой жизни,
проявляющийся новомодными отклонениями и отказом от былых обычаев и
догм, столь всеобъемлющ, что буквально невозможно указать на то, чего бы
он еще не затронул. Политически он выразился в таких движениях, которые
почти в каждой стране привели к отделению церкви от государства.
Вследствие развития промышленности и торговли над всей когда-то вполне
стабильной средой, в которой прежде царила традиция, установилась
власть непостоянства. Стали культивироваться новые интересы и удовольствия,
отличные от тех, которым в средневековую эпоху власти духовенства
приписывалась высшая ценность. Что же до естественно-научного и исторического
познания, то развитие новых методов исследования основательно
потрясло астрономию, физику, биологию, антропологию, а также изучение
истории, считавшееся прерогативой теологической философии. Раскол между
теологией и позитивными науками, между мирским и небесным, между целями
преходящими и так называемыми вечными в результате породил некие
специфические расхождения, которые, приняв форму «дуализмов», обозначили
проблемы исторически «новой» философии.
Все же самое удивительное в новых философских течениях—это сочетание
сильного акцента на важности перемен, произошедших в политике,
промышленности и науке уже после Средних веков, с нежеланием отринуть
староеклассическоемнение,будтоглавнаязадачафилософии—этопоискособой
реальности, куда более фундаментальной и абсолютной, чем это может быть
свойственно или уже свойственно фактам, открываемым наукой. В итоге мы
пришли к той же самой полемике по поводу органа познания, которая уже
на протяжении нескольких последних веков порождала философские
«измы». Благодаря тому представлению, что цель и деятельность философии
связаны с реальностью, лежащей, как думалось, где-то позади и
вне пределов различных сфер достоверного знания, формулируемого нау
136
137
кой, главной «проблемой» философии стала сама «возможность знания»
вопрос об условиях познания, задаваемых до того, как собственно знание
возымеет место.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.