Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Человеку
нужно быть здоровым в своей жизни, а не отдельно от нее, а что
означает жизнь как не совокупность его целей и деятельности? Человек, стремящийся
к здоровью как особой цели, становится мнительным типом, либо
фанатиком, либо машиной для выполнения упражнений, либо атлетом, столь
сосредоточенным на развитии тела, что от его усилий страдает сердце. Если
стремление реализовать так называемую цель не умеряет и не окрашивает
все другие виды деятельности человека, жизнь его распадается на лоскуты
и фрагменты. Определенные деяния и сроки посвящаются приобретению
здоровья, другие -углублению в религию, третьи -получению знаний, исполнению
обязанностей добропорядочного гражданина, общению с высокимискусствомитакдалее.
Таковаединственнологичнаяальтернативатому,
чтобы подчинить все цели осуществлению какой-нибудь одной, -альтернатива
фанатизму. Сегодня подобный принцип не в моде, но кто знает, в какой
мере наша несконцентрированность, расточительность в жизни, ее тягостная
и мучительная неумолимость являются следствием подобной человеческой
неспособности осознать, что у каждой ситуации есть своя уникальная
цель и что вся личность должна быть связана с ней без остатка? Итак,
воистину несомненно, что, стремясь к здоровью, человек просто хочет жить
здраво, и этот результат так влияет на всю остальную деятельность в его
жизни, что здоровье никак нельзя выделить из нее и считать отдельным и
независимым благом.
Тем не менее общие понятия здоровья, недуга, справедливости, художественной
культуры чрезвычайно важны, однако не потому, что тот или
иной случай мы можем исчерпывающе отнести к одной такой рубрике, отказывая
ему в чертах специфических, а потому, что наука обобщений позво
дяет человеку -и врачу, и художнику, и гражданину -ставить необходимые
вопросы, делать необходимые исследования и помогает ему понять значение
того, что он видит. Именно от той степени, в какой врач в своей деятельности
подобен художнику, зависит, насколько полно он использует свою науку,
какой бы пространной или точной она ни была, для того, чтобы определиться
с инструментами исследования, подходящими к индивидуальному
случаю, а также с методами прогноза того, каким методом в свою очередь
следует справиться с ним. Сколь бы ни были велики его познания, но
ровно в той мере, в какой он строго подводит определенный случай под
некую классификацию болезней и некую общую схему лечения, он опускается
на уровень простого мастерового.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.