Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Для запоминания и
сообщения было удобно пользоваться словами, в которых суммируется множество
частностей. Предполагалось, что классы существуют только в сфере речи. Позднее
идеи были признаны своего рода tertium quid1 между вещами и словами. Классам
по-зволили существовать только в сознании как чисто психическим сущностям. В
этом отчетливо проявился критический характер эмпиризма. Приписывать
классам какую-либо объективность значило то же самое, что поощрять веру в
вечные формы существования и оккультные сущности, а также крепить ряды
упадочной и несносной науки, -точка зрения, отличным примером которой
служит философия Локка*. Общие идеи полезны для экономии усилий, так как
они позволяют увязать весь наш частный опыт в более простую и невесомую
поклажу и облегчают нам идентификацию новых данных наблюдения.
До этого момента номинализм и концептуализм -теория, согласно которой
виды существуют только в словах либо в идеях, -находились на верном пути. Он
подчеркивал телеологический характер систем и классификаций, то, что они
существуют ради экономии и эффективности в достижении целей. Но эта истина
была извращена до ложного мнения, потому что активная, или деятельная,
сторона опыта данной теорией игнорировалась.
1буквально: нечто третье (лат.), посредник.
100
у конкретных вещей есть свой образ действия -у них столько образов действия,
сколько способов взаимодействия с другими вещами. Одна и та же
вещь в присутствии каких-то других вещей бесчувственна, неотзывчива,
инертна; в отношении иных вещей она напряжена, нетерпелива и агрессивна;
в третьем случае она податлива, покорна. И такие отличные способы
поведения, несмотря на все их бесконечное разнообразие, мы в свою очередь
можем объединить в классы с учетом их общего отношения к нашей
цели. Ни один здравомыслящий человек не пытается делать все сразу. У
него есть определенные главные интересы и ведущие цели, ради которых он
последовательно и эффективно выстраивает свое поведение. Иметь цель значит
ограничивать, выбирать, сосредоточивать, группировать. Подобным
образом воздвигается базис для отбора и организации вещей в соответствии
с тем, как их образы действия влияют на продвижение к цели. Вишневые
деревья, с точки зрения деревообработчиков, агрономов, художников, ученых
и просто каких-нибудь затейников, составят различные группы. Для выполнения
различных задач важны различные образы действия и реакции со
стороны деревьев. Все классификации могут быть равно законны, если иметь
в виду разнообразие целей.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.